Публикации - Железнодорожный транспорт

Введение надбавки за локомотивы: как это скажется на грузоотправителях?

Комментарий генерального директора ИПЕМ Юрия Саакяна в статье портала «Гудок» по поводу введения целевой надбавки для грузоотправителей, предложенной ФАС России.

По мнению главы ИПЕМ, введение надбавки не означает обязательного дополнительного роста тарифов для грузоотправителей в 2018 году. «Предлагаемая редакция 643-го Постановления правительства лишь предусматривает возможность введения такой надбавки для финансирования дефицита операционных расходов РЖД. Ее конкретные параметры – направления использования средств, размер и срок действия – будут определяться отдельным решением Правительства РФ после согласования со всеми заинтересованными сторонами, включая и Совет потребителей», – подчеркнул Юрий Саакян.

Как указал Юрий Саакян, при оценке последствий применения надбавки необходимо учитывать, что основную часть затрат ОАО «РЖД» уже несет в рамках текущего бюджета. Первоочередным источником финансирования компании должны выступать доходы от перевозки грузов без каких-либо надбавок. Далее ОАО «РЖД» необходимо максимально использовать возможности внутренней повышения эффективности и только после этого появляется возможность обратиться за дополнительной целевой надбавкой.

«Говоря о затратах на локомотив, для оценки ежегодных расходов ОАО «РЖД» необходимо делить стоимость жизненного цикла 0,5-1 млрд руб. на срок эксплуатации локомотива, который составляет 40 лет. В результате ежегодный вклад локомотива в затраты ОАО «РЖД» составляет около 13-25 млн руб., а текущие затраты на его содержание – 8-15 млн руб, – подчеркнул генеральный директор ИПЕМ. - Важно также отметить, что в ОАО «РЖД» сейчас нет дефицита локомотивов. Речь скорее идёт о повышении качества содержания парка и полноте финансирования операционных расходов (обновление линейного оборудования, отказ от практики перепробега локомотивов между ремонтами, нормативное содержание инфраструктуры депо). Это позволит повысить надежность и производительность работы локомотивов, а через это перейти к оптимизации всего парка и сокращению инвестиционного бюджета ОАО «РЖД».

Юрий Саакян также напомнил, что все затраты, входящие в стоимость жизненного цикла, РЖД несет уже сейчас – через амортизацию, оплату сервиса, топлива, локомотивных бригад. Объединение их в рамках одного контракта не приведет к какому-то их росту, а наоборот, повысит прозрачность расходов компании, позволит сформировать объективный критерий выбора локомотивов. При этом ответственность производителя уже не будет ограничиваться 2 годами гарантии, как сейчас, а станет действовать в течение всего периода эксплуатации локомотива.

По оценкам ИПЕМ, введение надбавки в 1% незначительно повлияет на стоимость услуг ОАО «РЖД» по перевозке грузов, соответственно, нагрузку на грузоотправителя. Так, при текущей средней стоимости услуг ОАО «РЖД» в размере 718,3 рублей за перевозку 1 тонны груза, рост в результате введения надбавки составит чуть более 7 рублей.

Ранее ФАС России предложила включить в проект изменений в Постановление Правительства РФ №643 пункт, расширяющий методологическую возможность введения дополнительной целевой надбавки на финансирование мероприятий по поддержанию технического состояния и обновлению локомотивного парка в дополнение к существующей возможности введения надбавки на капитальный ремонт инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Полный текст статьи «Совет потребителей ОАО «РЖД» определил направления развития тарифного регулирования» доступен по ссылке.

4 августа, 2017

Также по теме: