Публикации - Железнодорожный транспорт

Экономика МЦК: роль проекта для Москвы

Комментарий заместителя генерального директора ИПЕМ Владимира Савчука в статье газеты «Ведомости» об экономике проекта Московского центрального кольца (МЦК) и его значении для Москвы.

«Как видно по объемам перевозок, услуга перевозок по МЦК востребована. Мы ожидаем, что с учетом запуска Третьего пересадочного контура востребованность МЦК будет расти. Также наличие такой инфраструктуры существенно повысило привлекательность прилегающих территорий для девелоперов, а развитие этих территорий является одним из следующих этапов проекта МЦК. Дополнительно не стоит забывать, что проект очень масштабен, аналоги в мире носят не городское, а национальное значение: реализация проекта обеспечила заказ для промышленности, проектировщиков, создала возможность для внедрения в эксплуатацию современных и инновационных решений, например, в сфере автоматизации перевозок.

У ОАО «РЖД» подписан долгосрочный контракт с Правительством Москвы на обслуживание МЦК, согласно которому компания ежегодно получает 3,8 млрд рублей в год. При этом сумма платежа является «твердой», то есть не привязана к показателям пассажиропотока, а привязана к показателям поездооборота и интервалам движения. Если компания согласилась на такие условия, то, скорее всего, считает их приемлемыми. Более того, в условиях долгосрочности ОАО «РЖД» может планировать и дополнительные инвестиции, которые могут позволить снизить операционные издержки, а значит и повысить операционную рентабельность. Также необходимо отметить, что реализация планов по существенному сокращению интервалов движения поездов на МЦК может привести к пересмотру суммы ежегодных выплат в адрес ОАО «РЖД», поскольку потребуется дополнительная закупка поездов, возникнут дополнительные поездо-километры, затраты на электротягу и прочее.

В целом, к таким проектам нельзя подходить под углом прямого возврата средств. Как и любой инфраструктурный проект, МЦК направлено именно на развитие города и прилегающих территорий, повышение деловой активности и т.п. Более того, в последние годы фиксировалась крайне высокая загрузка кольцевой линии метрополитена, а МЦК позволило разгрузить метро и обеспечить городу более «спокойное» ожидание запуска Третьего пересадочного контура. При этом наиболее существенным фактором «взрывного» роста объема перевозок на МЦК является его интеграция в тарифное меню метрополитена. Это обеспечивает отсутствие дополнительных платежей пассажиров за услуги МЦК при пользовании городского общественного транспорта. Первоначально, при прогнозировании пассажиропотока на МЦК планировалось взимать дополнительную плату с пассажира либо по тарифам, приближенным к пригородному транспорту, либо к метрополитену. В этом случае пассажир платил бы отдельно за пользование МЦК и отдельно - за пользование городским общественным транспортом. Реализованная тарифная интеграция всех видов городского общественного транспорта соответствует лучшим мировым практикам, удобна для пассажира и способствует выполнению программы по повышению привлекательности общественного транспорта в Москве».

Полный текст статьи доступен по ссылке.

4 сентября, 2017

Также по теме:

Перевозки пассажиров по сети РЖД: итоги мая 2017 года, И. Терешко, 1 июня, 2017