Публикации - Машиностроение

Слияние Siemens и Alstom: что ждет мировой и российский рынок подвижного состава

Комментарий заместителя генерального директора ИПЕМ Владимира Савчука для РИА Новости о влиянии объединения железнодорожных активов Siemens и Alstom на мировой и российский рынок производства подвижного состава.

«Объединение железнодорожных активов Siemens и Alstom является продолжением консолидационного тренда в отрасли, который начался несколько лет назад в Китае с объединения CNR и CSR в CRRC, и, в определенной степени, «ответом» на агрессивную китайскую экспансию на внешние рынки по всем направлениям: локомотивы, МВПС, трамваи, метрополитен. Стоит отметить, что такое объединение создает, в первую очередь, дополнительные риски для долей других производителей - Bombardier, Stadler, Hitachi, которым будет существенно сложнее конкурировать с консолидированными европейским производителем.

Касательно России это скорее негативное событие, так как, в первую очередь, оно влияет на возможности экспорта российской техники. На экспортных рынках усилится конкуренция между объединенной группой и российскими компаниями, которым теперь придется конкурировать с двумя «гигантами» - европейским объединенным производителем и китайской CRRC. При тренде на ужесточение конкуренции на глобальном рынке вряд ли объединенная компания будет способствовать созданию в России современных экспортно-ориентированных продуктов. Более того, за счет участия в акционерном капитале российских компаний (Alstom – Трансмашхолдинг, Siemens – Группа Синара) возможно даже блокирующее воздействие на планы отечественных предприятий по новым разработкам и выходу на новые рынки. Также возможно появление комплексных предложений от объединенной компании для зарубежных рынков, которые будут включать произведенные в России комплектующие и узлы, но в ограниченном объеме.

На российском же рынке существенного влияния на расстановку сил не произойдет. В сегменте локомотивной тяги обе компании работают, в основном, в разных подсегментах производства электровозов (Трансмашхолдинг-Alstom – переменный ток, Синара-Siemens – постоянный), на рынке трамваев и метро (комплектующие) представлен только Alstom, на рынке поездов для ВСМ представлен только Siemens («Сапсан»), но для ВСМ Москва – Казань приоритетным на данный момент является сотрудничество с китайскими производителями. Конкуренция возможна на рынке электропоездов для пригородного и межрегионального сообщения, однако стоимость предлагаемого компаниями подвижного состава даже в условиях партнерства с российскими производителями существенно превышает финансовые возможности потребителей (пригородных компаний) и поэтому решения о поставках если и будут приниматься, то в ручном режиме на государственном уровне с учетом мировой политической повестки».

Как сообщает газета Ведомости, 26 сентября подписали Меморандум о взаимопонимании об объединении производства ICE (InterCityExpress) и составов TGV, предполагающий дальнейшее объединение мощностей по производству поездов. По прогнозам сторон, выручка нового железнодорожного гиганта составит 15,3 млрд евро. Ежегодная синергия объединенных компаний оценивается в 470 млн евро в первые четыре года после завершения сделки.

28 сентября, 2017

Также по теме: