Публикации - Железнодорожный транспорт

Рынок не готов к возврату вагонного парка

Сегодня на рынке железнодорожных перевозок действует модель «перевозчик без вагонов». То есть основной перевозчик и владелец инфраструктуры не имеет собственных вагонов для осуществления коммерческих перевозок. Почему возможность возврата к общему парку вагонов очень сомнительна, объясняет заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Поликарпов в экспертном мнении для портала РЖД-Партнер.

Следует отметить, что к данной конфигурации железнодорожный транспорт шел около 10 лет, в течение которых изменялась структура затрат грузовладельцев, выстраивалась новая технология перевозок. В результате действующая модель рынка железнодорожных перевозок в своей конфигурации приблизилась к оптимальной. Участники перевозочного процесса понимают свое «место» в транспортной цепочке и «правила игры», что позволяет им оптимизировать внутренние технологические процессы и ввести работу по сокращению расходов. Однако до сих пор не прописан в нормативной базе институт операторов, в государственной статистике нет такого вида деятельности как предоставление вагонов под перевозку.

Модель рынка с общим парком вагонов требует меньшего парка вагонов для осуществления текущего объема перевозок за счет эффектов технологической консолидации. Теоретически возврат к общему парку может решить текущую проблему дефицита парка. Но переход к общему парку потребует значительного времени (3-5 лет), кроме того снова потребуется выстраивать новую технологию работы железнодорожного транспорта, что вызовет длительный период неопределенности.

Также нельзя забывать о том, что грузовые вагоны в России в большинстве своем находятся в частной собственности. То есть коммерческие компании вложили значительные средства в создания своих парков вагонов. При создании общего парка возникает вопрос: кто будет компенсировать эти затраты частников? Резюмируя можно сказать, что возврат к общему парку вагонов приведет к снижению дефицита/потребного парка вагонов для перевозок, но сама возможность такого перехода в настоящее время сомнительна, в связи с множеством нерешенных вопросов.

Ни рынок, ни регуляторы не готовы к радикальным решениям.

РЖД-Партнер

27 октября, 2017

Следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальной странице в Facebook!