Публикации - Железнодорожный транспорт

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге

Погрузка на сети РЖД за девятый месяц выросла почти на 2% по сравнению с сентябрем прошлого года, а грузооборот на железной дороге вырос также по сравнению с аналогичным периодом 2016 года больше чем на 4%. Если же говорить о трех кварталах, то с начала года погрузка выросла на почти на 3%, а грузооборот увеличился на 6,6%. Владимир Савчук, заместитель гендиректора ИПЕМ, прокомментировал для Business FM статистику погрузки и грузооборота на сети РЖД за сентябрь и итоги за три квартала.

На уголь воздействует внешнеэкономическая конъюнктура. Так, в 2017 году цены на экспортных рынках продолжили рост. Если за 2016 год цены на энергетический уголь на внешних рынках увеличились на 80-90%, то, соответственно, в этом году тренд продолжился. Такая внешнеэкономическая конъюнктура приводит к тому, что объем перевозок угля на экспорт увеличивается. Также у нас продолжает увеличиваться объем перевозок удобрений, химических и минеральных. Согласно оценкам Международной ассоциации производителей удобрений, общий мировой объем спроса на минеральные удобрения в 2017 году увеличится на 1,8%. Соответственно, поставки калийных удобрений вырастут примерно на 2-3%. И все это благоприятствует тому, что российские удобрения на внешнем рынке востребованы.

Нефть и нефтепродукты: хотя в сентябре объемы перевозки увеличились почти на 2%, за три квартала показатель составляет немногим более нуля, всего 2 процентных пункта. Груз уходит с ж/д транспорта, либо дополнительные приросты переходят на трубопроводный транспорт. В качестве аутсайдеров - строительные грузы. Это связано с уменьшением активности в строительной сфере в 2017 году по отношению к 2016 году, с наличием достаточно серьезного количества строительных компаний, которые находятся в предбанкротном состоянии. Это тоже влияет на строительный рынок. Опять же у нас объемы автодорожного строительства не очень высокие. И потребность в перевозке щебня и других нерудных материалов не очень высокая. Поэтому все это отражается на погрузке на железной дороге.

В логистической цепочке перевозок зерна участвует не только инфраструктура жд транспорта, но и грузовые вагоны, элеваторы, портовые мощности. Поэтому — справится, не справится — можно с уверенностью говорить о том, что инфраструктура ж/д транспорта готова к этим объемам. Подвижной состав готов к объемам прогнозируемых перевозок, спланированным на достаточно длительный срок. То есть подвижной состав закупается для того, чтобы он работал практически все 12 месяцев в году. И сейчас, когда грузоотправители пытаются вывезти дополнительные, сверхнормативные объемы, не всегда хватает подвижного состава. При этом еще одна проблема — это элеваторы. Где это зерно хранить? Сами элеваторные мощности не рассчитаны на такой урожай, который Россия собрала в этом году. Третий аспект — это портовые мощности. Если ранее у нас небольшой объем экспортного зерна направлялся через порты Северо-Запада и через восточные порты, то сейчас у нас основной объем экспорта практически монопольно идет через южные порты. И объемы перевалки, их мощности также ограниченны. Поэтому здесь проблема будет, скорее, не столько в железнодорожном транспорте, сколько в инфраструктуре портовой и элеваторной инфраструктуре.

Business FM

27 октября, 2017

Следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальной странице в Facebook!

Также по теме: