Публикации - Железнодорожный транспорт

Тарифы на долгий срок: что тормозит их внедрение?

Комментарий руководителя отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александра Слободяника для портала «РЖД-Партнер» о ситуации с внедрением долгосрочного тарифообразования на железнодорожном транспорте.

О внедрении долгосрочного тарифообразования на железнодорожном транспорте говорится уже не первый год. С этой целью еще существовавшая тогда ФСТ России 30 августа 2013 года утвердила методические указания, на основе которых предполагалось определять экономическую обоснованность уровня тарифов, сборов и плат на услуги РЖД по перевозке грузов и услуги по использованию железнодорожной инфраструктуры общего пользования при грузоперевозках на долгосрочный период регулирования (5 лет).

Однако с момента принятия данная методика не применялась. Тарифы ОАО «РЖД» продолжают индексироваться ежегодно. При этом размер индексации тарифа обсуждается в течении всего года, а точная величина индексации, как правило, становится известной лишь в декабре.

Безусловно, введение долгосрочного тарифообразования положительным образом отразится как на пользователях услуг железнодорожного транспорта, так и на ОАО «РЖД». Так, у грузоотправителей появится возможность долгосрочного прогнозирования транспортных затрат в части оплаты услуг ОАО «РЖД», а у ОАО «РЖД» – возможность прогнозирования доходной базы.

В настоящий момент широко обсуждается вопрос об установлении тарифов с привязкой к инфляции (рассматриваются варианты «инфляция плюс» и «инфляция минус»).

С точки зрения ИПЕМ, прежде чем определиться с параметрами долгосрочной индексации с привязкой к инфляции, необходимо тщательно спрогнозировать все факторы, влияющие на деятельность ОАО «РЖД». В частности, динамику цен производителей на внутреннем рынке, изменение грузовой базы, налоговой политики. Имеется немало примеров, когда поставщики ОАО «РЖД» единовременно поднимали цены на свою продукцию на 20–30%, а грузовая база претерпевала значительные изменения (например, ввод в эксплуатацию ВСТО привел к снижению объемов перевозки нефтеналивных грузов).

Все это оказывает влияние как на доходную, так и на расходную часть ОАО «РЖД». Соответственно, необходима сбалансированность решений регулятора – и это касается не только индексации тарифов на долгосрочный период.

На мой взгляд, в ближайшей перспективе на долгосрочное тарифообразование перейти не удастся, что прежде всего связано с неопределенностью в самой тарифной системе. Скажем, в настоящее время широко обсуждается вопрос либо о корректировке существующего прейскуранта № 10-01, либо о разработке нового.

В любом случае, пока этот вопрос не будет закрыт, говорить о долгосрочной тарифной системе не приходится. В то же время необходимо отметить, что грузовладельцы заинтересованы в большей степени в установлении долгосрочных правил тарифообразования и долгосрочных тарифов, чем в новом прейскуранте.

РЖД-Партнер,
9 ноября, 2017

Следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальной странице в Facebook!

Также по теме: