Публикации - Межотраслевые исследования

Севморпуть под российским флагом: будет ли эффект?

16 ноября на совещании по вопросам развития судостроительного комплекса «Звезда» Президент России Владимир Путин предложил сделать обязательным требование ходить под российским флагом для судов, осуществляющих перевозку и хранение углеводородов в акватории Северного морского пути. По мнению главы государства, такие меры укрепят позиции отечественных судоходных компаний и создадут дополнительные возможности для обновления флота. Соответствующий законопроект на данный момент рассматривается в Госдуме. Руководитель отдела комплексных исследований ИПЕМ Сергей Оленин рассказал порталу РЖД-Партнер о возможно эффекте от принятия данного документа.

"В складывающихся мировых тенденциях нецелесообразно говорить о каких-либо решениях, касаемо Северного морского пути, в отрыве от других крупных инфраструктурных проектов по развитию территорий Крайнего Севера. Так, в настоящее время активно набирает обороты проект строительства железнодорожной магистрали Северный широтный ход (финансирование проекта уже включено в Долгосрочную инвестиционную программу ОАО «РЖД» до 2025 года). Практически запущен проект «Ямал СПГ» по вывозу углеводородного сырья с месторождений полуострова Ямал, в более отдаленной перспективе также имеется множество проектов по освоению газовых месторождений Крайнего Севера.

Несмотря на то, что в настоящее время подавляющий объем перевозок по Севморпути осуществляют суда под российским флагом, в долгосрочной перспективе ситуация может измениться. А учитывая генерацию значительной грузовой базы посредством разработки новых месторождений и обеспечения их транспортной доступности, решение об ограничении перевозок грузов в судах под иностранным флагом должно быть подкреплено соответствующими производственными возможностями отечественных судостроительных верфей, платежеспособностью российских судовладельцев для пополнения флота отечественными судами, а также соответствующими мерами государственной поддержки.

Реализовать предложение пока на один год – правильное решение с точки зрения возможности пробной проверки меры, однако такого переходного периода может оказаться недостаточно для принятия окончательного решения о целесообразности или нецелесообразности ее закрепления на постоянной основе. Отсутствие обратной силы законопроекта актуально только для проектов, которые будут введены в эксплуатацию в ближайшее время (как «Ямал СПГ», где 95% планируемого грузопотока уже законтрактовано), однако достаточно большая грузовая база будет сгенерирована в ближайшие 5 лет, и здесь долгосрочных контрактов на текущий момент не предусмотрено. Таким образом, предложенную меру необходимо рассматривать, в первую очередь, комплексно, а во-вторых - в увязке с долгосрочными планами развития страны".

РЖД-Партнер,
22 ноября, 2017

 

Следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальной странице в Facebook!

 

Также по теме: