Публикации - Железнодорожный транспорт

Что дадут центральные диаметры Москве и области?

Уже через год в столице могут запустить первый Московский центральный диаметр - радиальное железнодорожное направление, работающее в режиме МЦК. В течение нескольких лет к ним должны присоединить еще шесть направлений. Как повлияет реконструкция железнодорожного движения на работу железной дороги во всем столичном регионе - об этом заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук рассказал в интервью "Российской газете".

- Владимир Борисович, насколько ожидаем был подобный глобальный проект в Москве?

Идея, конечно, витала в воздухе – в Московской агломерации достаточно развитая железнодорожная сеть. У нас количество направлений значительно больше, чем во многих европейских городах. Кроме того, у Москвы есть удачный опыт запуска МЦК, удалось создать удобную, доступную и недорогую транспортную систему. Это привлекло и пассажиров, и инвестиции, вовлекая в оборот недовостребованные раннее районы города.

- Недорогую – вы имеете в виду для пассажира?

Да. МЦК стал первым проектом интеграции билетного меню пригородных электричек во внутригородскую транспортную инфраструктуру. Дешевая почему – по одному билету можно пройти и в метро, и пересесть на МЦК, тратиться на пользование новым кольцом не нужно. Именно поэтому мы видим взрывной рост пассажиропотока. И если тарифы и на диаметрах будут интегрированы в городскую систему, то и пассажиров будет много. Кроме того, единый билет поможет и более равномерно загружать транспортную систему города в целом – сейчас, например, пассажир из области может ехать по абонементу, скажем, до «Выхина» или до «Авиамоторной» за одну и ту же цену. С внедрением МЦД, полагаю, такие пилотные тарифные проекты будут расширены на весь полигон работы пригородного транспорта.

Хотя интегрировать тарифы, конечно, будет сложнее, чем в случае с МЦК. Проект инициирован одним субъектом федерации - Москвой. А реализовывать его будут и в столице, и в Московской области. У них разные цели, финансовые возможности, законодательство. Если, например, тактовое движение в Москве востребовано в течение всего дня, то в области, в основном, в часы пик. Кто будет платить за убытки перевозчиков по области? Пока не очень ясно, и как интегрировать тарифное меню.

Много вопросов. Но хорошая новость в том, что сейчас решат сразу комплекс задач, которые раньше в России не поднимались.

- То есть наконец-то Москва и область избавятся, в том числе, от этой тарифной странности – если купить в области на другой конец Москвы один билет, то он будет в два раза дороже, если взять два билета - один по области, другой по столице?

Думаю, что эти вопросы при разработке комплексного меню точно будут поднимать. Перекосы действительно есть. Проблема в том, что тарифные органы московской области придерживаются идеологии «лучше не трогать, потому что одни пассажиры выиграют, но другие будут недовольны, если ввести другой принцип». Перевозчик – ЦППК - здесь ничего не может сделать без согласования с регионом, так как именно регион устанавливает тарифы. Хотя из-за этих перекосов, например, где-то пассажиры выбирают более дешевые автобусы – у них гибкая тарификация, а значит, загружаются автомобильные дороги, растут пробки. Поэтому объективно тарифное меню надо приводить к современным реалиям, создавать экономические стимулы переключения пассажиров на железнодорожный транспорт.

- Сколько в итоге может стоить проезд по диаметрам?

Пока очень преждевременно об этом говорить, ведь не определены все технологические и эксплуатационные параметры проекта, точная структура финансирования, интеграция в тарифное меню города. Ясность будет ближе к фактическому запуску проекта.

- И все-таки, область больше получит от этого проекта или потеряет?

Получит, конечно же. В первую очередь, она получит за относительно небольшие деньги транспортную инфраструктуру, чтобы вывезти наконец-то жителей всех застроенных районов в радиусе 20 км от Москвы. В последние годы появилось очень много жилья, из которого почти невозможно уехать. Субъект федерации обязан заниматься организацией транспортного обслуживания по федеральному законодательству. И Московские центральные диаметры дадут области такую возможность. По нашим прогнозам, пассажиропоток может увеличиться на десятки процентов при интеграции тарифных меню.

- Первые поезда на МДЦ собираются запустить в тактовом режиме уже через год, при этом увеличив скорость пригородных электричек в два раза – за счет замены автоматики, строительства дополнительного путепровода с еще одной парой главных путей на Каланчевской площади. Насколько это реально?

Проект масштабный, и реализовывать его будут поэтапно. Сначала запускают диаметры, на которых уже есть сквозное движение. На них будут отрабатывать различные технологические, организационные схемы. Связка Курского вокзала и Каланчевки - одно из узких мест - требует значительных инвестиций, и времени на реализацию. И 4-6 минутный интервал движения на протяжении всего диаметра, скорее всего, придет через несколько лет. Но на определенных участках можно реализовать и такой интервал, скажем, до вокзала с каких-то участков области. Например, от Нахабино до Тушино, от Подольска до Царицыно, от Лобни до Савеловского вокзала.

- Если брать другой диаметр – Лобня-Одинцово, там сейчас и без тактового движения очень загружена смычка между Савеловским и Белорусским вокзалами, в том числе, и за счет аэроэкспрессов. Как там поместятся все поезда? О реконструкции этого участка пока ничего не говорят.

Это отдельная задача – проработка графика движения. Возможно, введут «пакетный» график - когда в определенный период времени все электрички идут друг за другом со всеми остановками или пропуская отдельные остановки. Могут комбинировать с электричками - экспрессами. Так можно быстро вывезти большое количество пассажиров.

- Есть ли надежда, что с вводом диаметров все-таки ликвидируют дневные двух-трехчасовые дневные «окна»?

Совсем отказаться от перерывов невозможно. Железная дорога работает круглосуточно – ночью пропускают поезда дальнего следования, грузовые. Поэтому часть «окон» приходится на день. Но, скорее всего, с ними будут разбираться детально при запуске МЦД. Может быть их сократят, может, уберут совсем - иначе тактовые электрички не запустить. Я думаю, что в итоге это будет комбинация и плановых видов ремонта, и каких-то внеплановых. У железнодорожников есть определенные требования по безопасности перевозок, за которыми очень тщательно следят. Другое дело, что на других железнодорожных системах мира находят баланс между ремонтными окнами, комфортом пассажиров и регулярностью движения.

Беседовала Светлана Батова,
Российская Газета, столичный выпуск № 7468 (5),
11 января, 2018

 

Следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальной странице в Facebook!

 

Также по теме: