Публикации - ТЭК

Уход нефтяных грузов на трубопроводный транспорт: тенденция нарастает

Ведущий эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Илья Колодяжный для портала РЖД-Партнер оценил перспективу переключения нефтяных грузов на альтернативные виды транспорта.

"По итогам 2017 года погрузка нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте сократилась на 0,2% к уровню 2016 года до 235,5 млн тонн. Погрузка нефтяных грузов на железнодорожном транспорте сокращается уже не первый год, что связано с развитием альтернативных видов транспорта. При этом основным конкурентом железнодорожного является трубопроводный транспорт.

С 2010 года переключение нефти и нефтепродуктов на трубопроводный транспорт превысили 25 млн тонн. Например, только ввод в эксплуатацию отвода от ВСТО до Хабаровского НПЗ привёл к потере около 5 млн тонн.

В ближайшей перспективе тенденция по переключению нефтяных грузов только усилится. Так, уже завершается реализация ПАО «Транснефть» первого этапа проекта «Юг» (в конце прошлого года уже началась пробная прокачка нефтепродуктов). В ближайшей перспективе ожидается переключение около 4 млн тонн с железнодорожного транспорта по маршруту от Волгограда до Новороссийска. Проектная же мощность всего проекта превышает 8 млн тонн. Подключение Комсомольского НПЗ к ВСТО-2 приведет к уходу в трубопровод ещё 6 млн тонн нефтяных грузов. Кроме того, ПАО «Транснефть» активно реализует проект по увеличению объемов транспортировки нефтепродуктопроводов в московский регион. При его реализации только 6 млн тонн авиакеросина в аэропорты столицы будут доставляться при помощи трубопроводного, а не железнодорожного транспорта. Также ожидается переключение более 5 млн тонн автобензина и более 3млн тонн дизельного топлива.

С неизбежностью переключения нефтяных грузов на альтернативные виды транспорта соглашаются и сами железнодорожники. Так согласно долгосрочной программе развития ОАО «РЖД» до 2025 года потери нефтегрузов могут составить около 15 млн тонн ежегодно.

Рост грузовой базы на железнодорожном транспорте может быть вызван вводом новых мощностей по производству нефтяной и нефтехимической продукции, разработкой новых месторождений, выстраиванием системной работы по взаимодействию с ПАО «Транснефть», а также применением механизма «тарифного коридора». Например, применение в прошлом году скидки на перевозки нефтяных грузов позволило ОАО «РЖД» привлечь с внутреннего водного транспорта около 1 млн тонн".

РЖД-Партнер,
6 февраля, 2018

 

Следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальной странице в Facebook!

 

Также по теме: