Публикации - Железнодорожный транспорт

Динамика железнодорожной погрузки по итогам апреля

Руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник в комментарии для BusinessFM отметил рекорд погрузки на сети ОАО «РЖД» за 10 лет.

"По итогам первых 4 месяцев 2018 года объем погрузки на сети РЖД составила 424,6 млн тонн, что является рекордным показателем за последние 10 лет. Показатель уступает только результатом предкризисного 2007 года, когда погрузка составила 434,2 млн тонн. Рост погрузки наблюдается как во внутреннем сообщении - +3,6%, так и на экспорт - +4,3%.

К основным лидерам погрузки можно отнести каменный уголь, зерно, черные металлы и лесные грузы. Погрузка каменного угля за первые четыре месяца 2018 года увеличилась на 4,8%. При этом, также как и в прошлом году, погрузка растёт за счёт отправки на экспорт при стабильности отправок во внутреннем сообщении. Если рассматривать итоги прошлого года, то объем погрузки во внутреннем сообщении и на экспорт был примерно одинаковы. По итогам текущего года экспорт значительно превзойдет перевозки во внутреннем сообщении.

Основной рост экспортных отправок наблюдается в порты Северо-Запада, Дальнего Востока, а также в пункте пропуска через государственную границу Забайкальск. Наибольший объем угля поставляется потребителям в Китай, на Кипр, в Японию, в Великобританию, в Польшу и в Турцию. В ближайшей перспективе следует ожидать дальнейшего роста темпов погрузки угля на экспорт. Этому будет способствовать девальвация курса рубля, которая началась в апреле текущего года.

Погрузка черных металлов выросла на 10,9%. При этом погрузка растет как во внутреннем сообщении, так и на экспорт. Рост во внутреннем сообщении связан с увеличением потребления листовой стали, чугуна, слябов и стальных труб, что в свою очередь можно связать с ростом спроса со стороны крупнейших отечественных автомобилестроительных заводов, а также предприятий железнодорожного машиностроения.

Основным фактором, сдерживающим рост экспорта продукции металла, являются таможенные пошлины. Важно отметить, что в конце марта 2018 года вступили в силу новые санкции США в отношении РФ, в том числе пошлины на ввоз стали, в размере 25%. Кроме того вступили в силу пошлины на ввоз стали в размере от 10% на 5 лет со стороны Египта.

Погрузка зерна продолжает увеличиваться: по итогам первых четырех месяцев рост составил более 45%. При этом растет общий объем отправок за счёт экспорта, рост которого составляет более 60%. Значительный рост был достигнут благодаря наращиванию объемов отправки, а также расширению рынков сбыта. Например, в этом году зерно начали отправлять в Монголию, в прошлом году отправки не осуществлялись. Значительно увеличились отправки в Египет. Кроме того, одной из основных причин роста отправок на экспорт можно отнести значительное увеличение цены на пшеницу, которая в настоящий момент превышает 200 долларов, что примерно на 13-15% выше уровня прошлого года.

Стоит обратить внимание на замедление темпов погрузки лесных грузов. По итогам I квартала погрузка выросла на 5,4% выше уровня 2017 года, но по итогам первых четырех месяцев этого года рост составляет только 3,2%. В первую очередь это связано с исчерпанием эффекта низкой базы при экспорте. Отдельно стоит выделить, что отечественные производители продолжает наращивать производственные мощности по выпуску лесной продукции. Также ведутся работы по привлечению иностранных инвесторов, увеличение охвата и реализации продукции за пределами страны. Например, в 2018 году ожидается выход на полную мощность нового производства Красфан. Компания в 2017 году увеличила производство фанеры до 4.500 м3 в месяц. На сегодняшний день в планах завода есть иностранные потребители, которые преимущественно сосредоточены в Китае. В 2017 году Череповецкий фанерно-мебельный комбинат завершил проект по увеличению объемов производства фанеры. Рост составил 20 000 м3 в год. Вятский фанерный комбинат также ввёл новое производство, что позволило удвоить объем выпуска фанеры.

Наблюдается рост выпуска бумаги и картона. За первые 3 месяца 2018 года выпуск увеличился на 3% до 2,2 млн тонн. Т.е. наблюдается рост объемов переработки древесины - это связано с поэтапным увеличением экспортных пошлин на круглый лес. В 2019 году пошлины будут увеличены до 40% с текущих 25%, в 2020 - до 60%, в 2021 пошлины достигнут уровня 80%. Для предприятий, которые занимаются переработкой лесоматериалов, пошлина будет составлять менее 10%.

Во многом благодаря росту объемов переработки лесоматериалов увеличится отправка лесных грузов в контейнерах. За первые четыре месяца 2018 года отправки лесных грузов в контейнерах выросли на 32,6%.

Кроме того, многие регионы планируют наращивать объем лесозаготовки. Например, власти Якутии планируют к 2020 году выйти на показатель лесозаготовки - 800 000 м3 от текущих 176 000 м3. В ближайшей перспективе можно предположить, что погрузка лесных грузов будет расти. Однако темпы роста в том числе будут зависеть от наличия подвижного состава для перевозки лесоматериалов. В настоящий момент многие грузоотправители отмечает ухудшение ситуации с дефицитом щеповозов, платформ для перевозки лесоматериалов, а также полувагонов.

Основные аутсайдеры на рынке на сегодняшний день - строительные грузы. Несмотря на то, что по итогам первых четырех месяцев 2018 года погрузка сохраняется на уровне прошлого года, внутримесячная динамика претерпела значительные изменения. По итогам января, погрузка увеличилась на 13,3% к уровню прошлого года, по итогам марта-апреля наблюдается снижение погрузки более чем на 7%. Погрузка цемента также сократилось на 4,1%, но в то же время наблюдается сокращение производства цемента. По итогам I квартала 2017 года было произведено 8,4 млн тонн цемента, что на 4,3% ниже аналогичного периода 2017 года.

В целом погрузка строительных грузов имеет хорошие перспективы, несмотря на завершение крупных инвестиционных проектов, таких как ввод в эксплуатацию Крымского моста и завершение строительства стадионов в рамках подготовки Чемпионата мира по футболу. В настоящий момент продолжают реализовываться крупные инвестиционные проекты, в том числе по развитию железнодорожной инфраструктуры, а также наблюдается восстановление в строительной отрасли. В целом погрузка строительных грузов будет соответствовать уровню прошлого года".

16 мая, 2018

 

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!

 

Также по теме: