Публикации - Железнодорожный транспорт

Тяжеловесное движение: требования к подвижному составу

Долгосрочная стратегия развития транспортного машиностроения России до 2030 года и проект Целевой модели рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2025 года, представленный Минтрансом России, акцентируют внимание на развитии тяжеловесного движения на сети ОАО “РЖД”. Руководитель отдела исследований транспортного машиностроения ИПЕМ Игорь Скок в комментарии газете “Ведомости” рассказал о потребностях парка подвижного состава для развития тяжеловесного движения в России.

 

Игорь Александрович, сколько сейчас, по вашей оценке, в России вагонов с нагрузкой 25 т на ось? Какова их доля в общем парке?

На сегодняшний день парк вагонов с осевой нагрузкой 25 т/с составляет свыше 100 тысяч вагонов или свыше 9,5% от общего парка.

Что вы думаете об эффективности их использования в России? В чем плюсы и минусы такой техники?

Инновационные вагоны имеют преимущества перед обычными вагонами за счёт повышенной грузоподъёмности и увеличенной погонной нагрузки, что позволяет перевезти на 8,7% больше груза (по показателю массы). Также значительное преимущество инновационных вагонов заключается в увеличенном ресурсе узлов и деталей и увеличенных межремонтных пробегах, за счет чего вагон может дольше находиться на сети в рабочем парке и приносить прибыль владельцу.

Однако, с другой стороны, наибольшая рентабельность от эксплуатации грузовых вагонов достигается за счет формирования маршрутных отправок исключительно из инновационных вагонов по кольцевым маршрутам, что не всегда выполнимо. Кроме того, на сегодняшний день требует решения вопрос обеспечения сервисных и ремонтных депо неизменяемым оборотным запасом комплектующих для своевременного ремонта и обслуживания новых вагонов.

Для перевозки каких грузов нужны такие вагоны?

Особенностью инновационных вагонов с повышенной грузоподъёмностью является наибольшая эффективность при перевозке тяжеловесных грузов, таких как руда (средняя загрузка вагона 98,4%). В то же время при перевозках, например, метизов, средняя загрузка инновационного вагона составляет 63%, то есть чуть больше половины. Следовательно, рост доли инновационных вагонов на сети будет напрямую зависеть от развития перевозок тяжеловесных грузов. Какие изменения могут произойти в объемах, динамике, структуре грузовых перевозок по железной дороге благодаря использованию тяжеловесного транспорта?

Реализация программы тяжеловесного движения позволит повысить эффективность железнодорожных грузовых перевозок за счет увеличения массы грузовых поездов при сохранении составности, что особенно важно в условиях ограниченности длины приёмо-отправочных путей на станциях. За счёт меньшего количества вагонов можно будет вывезти большее число грузов, что будет способствовать сокращению числа узких мест на сети.

Потребуют ли такие вагоны разработки новых локомотивов?

В рамках реализации программы развития тяжеловесного движения требуются не только новые грузовые вагоны с повышенной грузоподъёмностью, но и современные высокомощные грузовые локомотивы, способные возить поезда увеличенной массы (7-9 тыс. тонн) по маршрутам с тяжелым профилем пути. При этом возможность вождения тяжеловесных поездов должна достигаться не за счёт увеличения секционности локомотивов, а за счёт применения современных технических решений в конструкции локомотива, включая применение современных тяговых приводов и поосное регулирование тяги.

Статья "Россия планомерно увеличивает грузоподъемность железнодорожных вагонов» с комментариями эксперта ИПЕМ доступна по ссылке.

30 мая, 2018


Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!

 

Также по теме: