Публикации - Железнодорожный транспорт

Для роста экспорта угля нужны современные специализированные порты

В рамках состоявшейся в понедельник Комиссии по ТЭК президент РФ Владимир Путин отметил важность реализации инвестиционных проектов морских портов для растущего экспорта угля. «Должна действовать постоянная связка, стыковка планов угольных компаний по наращиванию добычи с программами развития РЖД, а также с инвестиционными проектами морских портов», – указал глава государства. При этом президент РФ дополнительно отметил, что в портах и местах перевалки угля нужно уделять повышенное внимание защите окружающей среды.

В связи с сохраняющимся ростом спроса на российский уголь за рубежом компании, владеющие портами, сегодня активно вкладываются в развитие портовых мощностей. Ключевыми проектами являются сооружение новых терминалов в портах Восточный, Ванино и Тамань, а также строительство новых портов Мурманске и Приморском крае. Третья очередь углепогрузочного комплекса в порту Восточный (ООО «Управляющая портовая компания») находится на завершающей стадии реализации, Таманский терминал навалочных грузов (АО «ОТЭКО») – в стадии активного строительства, «Лавна» (ООО «Морской торговый порт Лавна») – в начальной стадии строительных работ. Остальные проекты пока находятся на более ранних этапах реализации.

Стоит отметить, что в крупнейших портах, имеющих специализированные угольные терминалы, наращивание мощностей осуществляется с учетом планов угольных компаний по увеличению экспорта, а также ОАО «РЖД» по обеспечению провозной инфраструктуры. Естественно, что ряд собственников, владеющих небольшими и непрофильными портами, пытается также перетянуть часть растущих объемов перевалки на себя, при этом не вступая в диалог с другими участниками процесса с точки зрения синхронизации развития. Такое перепрофилирование зачастую носит стихийный характер и негативно сказывается на окружающей среде.

Так, для разгрузки угля используются грейферы (а не вагоноопрокидыватели, как в большинстве специализированных терминалов), проводится недостаточно мероприятий по борьбе с пылением (орошение штабелей угля, установка пылезащитных экранов), некоторые терминалы размещаются в непосредственной близости от жилой застройки. Для дальневосточных портов ситуация осложняется сложными климатическими условиями – сильными ветрами, низкой влажностью воздуха зимой и т. д. Специализированные же угольные терминалы изначально проектировались для наиболее эффективной работы в соответствии с нормами экологической безопасности, на них ведется активная работа по ограничению выбросов пыли.

Введение недостаточно проработанных экологических ограничений негативно отразится не только на инвестиционных проектах специализированных портов, но и на инвестиционном климате в целом. Дополнительно возникает риск потери налоговых отчислений и высокооплачиваемых рабочих мест в регионах присутствия, что особо критично для Дальнего Востока.

В то же время порты, которые изначально были ориентированы на другую продукцию (контейнеры, рыбная продукция и др.), должны быть поставлены перед выбором: или соответствовать требованиям по безопасной и эффективной перевалке угля, или заниматься только такой перевалкой, безопасность которой они могут обеспечить. Тем более что сегодня за рубежом растет спрос не только на уголь.

Александр Поликарпов, замруководителя Департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ,

РЖД-Партнер,

29 августа, 2018


Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!

 

Также по теме: