Публикации - Железнодорожный транспорт

Дефицит зерновозов: грузоотправители в поисках вариантов транспортировки

По данным Минсельхоза России, на 10 сентября 2018 года собрано 85,7 млн т зерна. В пиковый период сбора урожая - август-октябрь - традиционно возникает риск дефицита грузовых вагонов для перевозок зерна. Руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник в комментарии журналу «РЖД-Партнер» рассказал о причинах и способах решения проблемы дефицита парка зерновозов.

«Как известно, погрузка зерна на сети ОАО «РЖД» в последние годы неуклонно увеличивается. По итогам 8 месяцев текущего года погрузка зерна превышает аналогичный период прошлого года на 44,1%. Многие участники перевозочного процесса отмечают, что существующий парк грузовых вагонов не позволяет обеспечить вывоз зерна в полном объёме, то есть наблюдается дефицит подвижного состава. При этом стоит понимать, что погрузка зерна имеет ярко выраженную сезонность. Например, в ноябре прошлого года погрузка зерна более чем в 2 раза превосходила уровень погрузки в июне.

Неравномерность погрузки оказывает значительное влияние на потребный парк. В связи с этим в пиковые периоды погрузки многие грузоотправители ощущают дефицит вагонов. При этом основным подвижным составом для перевозки зерна является зерновоз: в 2017 году более 96% зерна было погружено в зерновозы.

(увеличить)

В настоящий момент на сети эксплуатируется свыше 42 тыс. зерновозов, что в целом должно обеспечивать потребность грузоотправителей даже в пиковые периоды. Однако, в зерновозах перевозятся не только хлебные грузы. Так, доля зерна постоянно снижается на фоне роста погрузки в зерновозах химических и минеральных удобрений и прочих грузов. Таким образом, для обеспечения перевозок зерна задействуется далеко не весь парк зерновозов на сети, что естественным образом приводит к возникновению дефицита.

Наличие дефицита зерновозов вынуждает грузоотправителей искать альтернативные способы транспортировки. В ряде случае грузоотправители переключаются на автомобильный транспорт. Те же грузоотправители, кто остался на железнодорожном транспорте, разрабатывают и просчитывают, в том числе совместно с операторами варианты транспортировки зерна в альтернативных вагонах. Например, в этом году АО «ФГК» предложила клиентам перевозить зерно в полувагонах с использованием специального вкладыша из полимерной ткани.

Другой способ транспортировки зерна - в контейнерах - в настоящий момент несмотря на многочисленные преимущества является малоперспективным. Грузоотправители оценивают затраты не только при выборе вида транспорта для транспортировки, но и для подвижного состава на протяжении всей транспортной цепочки. Два 20 футовых контейнера на одной фитиновой платформе позволят перевести немногим более 40 тонн зерна, что значительно ниже грузоподъёмности зерновоза. Это негативным образом сказывается на транспортных затратах и не позволяет отходить от традиционных перевозок в зерновозах».

Полный текст статьи «Недостаток хопперов для зерна в этом сезоне назвали маловероятным, а для контейнеризации пока нет должной инфраструктуры» с комментарием эксперта ИПЕМ доступен по ссылке.

11 сентября, 2018


Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!

 

Также по теме: