Публикации - Машиностроение

Об итогах дискуссии про железнодорожные технологии на форуме PRO//Движение.1520

Интервью генерального директор ИПЕМ Юрия Саакяна телеканалу РЖД-ТВ о I Международном транспортно-логистическом форуме «PRO//Движение.1520» и результатах дискуссии «PRO технологии перевозок: чем повезем грузы», на которой глава Института выступил модератором.

 

 

  

- Здравствуйте! В Сочи в мобильной студии РЖД-ТВ на Международном транспортно-логистическом форуме «PRO//Движение.1520» мы приветствуем гостя – Юрия Саакяна, генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). Юрий Завенович, здравствуйте!

- Здравствуйте!

- Юрий Завенович, вы были модератором дискуссии «Чем повезем?». Объясните, какие ключевые вопросы в рамках дискуссии возникли и какую медиану вы пытались найти в соотношении подвижного состава и инфраструктуры? Как увязать эти очень важные звенья, чтобы груз ехал быстро, чтобы пришел на железную дорогу и, видя эти преимущества, обязательно воспользовался ею?

- На самом деле действительно главный вопрос был "на чем повезем"? То есть про технику будущего. И действительно, с самого начала говорили о том, сколько нужно локомотивов и вагонов, какие нужны локомотивы, какие вагоны. А потом дискуссия потихонечку свернула, на мой взгляд, в совершенно правильном направлении. Потому что этот тот случай, когда один в поле не воин.

Грош цена будет усилиям производителя, который не будет работать в тесном контакте и взаимодействии с инфраструктурой, потому что его подвижной состав поедет по инфраструктуре. Грош цена грузовладельцу или оператору, который будет говорить, что ему нужен такой-то подвижной состав и при этом не учитывать особенностей нашей железнодорожной системы. И поэтому, на мой взгляд, главный вывод этой сессии состоит в том, что только взаимодействие позволит решить задачи всех участников перевозочного процесса. Начиная от грузовладельца, который генерирует перевозимый груз, и включая машиностроителя, владельца инфраструктуры, оператора, то есть всей цепочки. Только во взаимодействии всех этих участников перевозочного процесса действительно может быть создан не просто подвижной состав будущего, а подвижной состав, который наиболее эффективно будет использоваться именно на нашей инфраструктуре.

- Безусловно в той триаде, которую вы сейчас обозначили, важны все игроки, но все-таки, Юрий Завенович, неужели нет какой-то доминанты, на которую стоило бы ориентироваться? Вот мы понимаем, что у нас есть узкие места, более 9 тыс. км, и третья по протяженности сеть, это больше 85 тыс. км. При этом если мы возьмем США, то там более 210 тыс. км, а вторая позиция у КНР. Говоря о подвижном составе из года в год, есть сезонные места, опять же узкие, когда мы понимаем, что вагонов не хватает из-за того, что все отправляют уголь. С локомотивами похожая ситуация, с локальным дефицитом. Где тот участник, на которого можно ориентироваться? Сказать, что построим много дорог, увеличим пропускную способность и будет все хорошо.

- Вот смотрите, хорошо было бы, если где-то лежал бы неисчерпаемый мешок денег и из которого можно брать бесконечное количество денег: расшить узкие места, построить БАМ и Транссиб, разработать новую инфраструктуру и подвижной состав, но, к счастью или к несчастью, денег не бывает бесконечное количество. Поэтому, если идет речь об узких местах, то здесь стоит вопрос о приоритетах.

Модернизировать БАМ и Транссиб? Или забыть про это, потому что источник средств один – собственные средства ОАО «РЖД», или все же ликвидировать узкие места? Хочу сказать, что все эти программы проходят через Совет потребителей услуг РЖД, в котором очень хорошо представлены именно потребители услуг – грузовладельцы. Они согласны с тем, уменьшалось количество узких мест на сети и все-таки было ее развитие. Все-таки БАМ и Транссиб, и подходы к Северо-Западу и Азово-Черноморскому региону – это все необходимо.

- То есть инфраструктура - это первая позиция, отталкиваемся от этого?

- Безусловно. Инфраструктура определяет очень многое. В том числе и какие-то базовые требования к подвижному составу.

- По соотношению и этому балансу подвижного состава участники вашей дискуссии высказывали какие-то негативные критерии, что нам действительно не хватает вагонов, нам необходимо еще предоставить эту услугу либо удалось как-то всем договориться?

- Вы знаете, скажем так. Во-первых, эта дискуссия была. Очень понравилось, что никто не пытался найти виноватого или крайнего. А речь шла как раз о том, что мы вместе должны сделать для того, чтобы у нас был современный подвижной состав, который максимально эффективно может быть использован на нашей инфраструктуре. В этом, на мой взгляд, очень большой и важный итог этой дискуссии, что стороны слышат друг друга и они готовы разговаривать. А это значит, что решение будет найдено, так как они не тянут канат только в свою сторону.

- О современном подвижном составе. Мы понимаем, что ресурсная база – это основа, это инвестиции, и не только государственные. Юрий Завенович, технологические мощности готовы к тому, чтобы производить тот самый современный подвижной состав?

- Что значит, тот самый современный подвижной состав?

- Да. Критерий.

- Мы пока не производим высокоскоростной подвижной состав, но кто говорит, что наши вагоны или локомотивы хуже, чем, как любят говорить, лучшие образцы мировой промышленности? Ничего подобного. По многим показателям совершенно не уступают. Я бы не относился так пренебрежительно или уничижительно к нашей технике. У нас очень неплохая техника.

- Мы сегодня много говорим о цифровизации железных дорог. Насколько, на ваш взгляд, это важный компонент в предоставлении услуги железнодорожного сервиса?

- Понимаете, можно не предоставлять эту услугу, но тогда действительно будет отставание. Отставание будет серьезным, потому что цифровизация – это же не самоцель, то есть то, что сейчас модно и мы сейчас тоже введем везде цифровые технологии. Цифровизация - это и повышение эффективности, и повышение безопасности. Это некая возможность комплексного решения, то есть когда у вас есть "цифровая" железная дорога и на цифровых технологиях вагон или локомотив. И вы, например, в процессе следования можете делать диагностику и, когда у вас подвижной состав прибыл на место назначения, можете очень быстро устранить проблему, и он снова работает на линии. Не стоит долго в ремонте. Так сказать, это пример новых возможностей.

- Простой пример.

- Самый простой, да. А ведь таких моментов очень много.

- Юрий Завенович, последний вопрос, подытожив беседу. Какую оценку по пятибальной шкале этому первому Международному транспортно-логистическому форуму «PRO//Движение.1520» вы бы поставили и какие у вас ожидания от последующих мероприятий? Насколько эта площадка позволяет не просто поговорить, а именно договориться?

- Вы знаете, в противовес поговорке, что первый блин комом, - я бы не сказал так про этот форум. И рискну поставить высшую оценку, высший балл – твердую пятерку. Площадка очень важна и нужна именно тем, что не просто можно встретиться и поговорить, а именно действительного договориться о совместной деятельности, заключить контракты. И здесь очень важно, как выстроена деловая программа форума. В данном случае она сделана таким образом, что у участников дискуссии есть простор и возможности для договоренностей.

- Спасибо вам, что пришли в нашу студию! Спасибо вам!

- Спасибо!

РЖД-ТВ
4 октября, 2018
 

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!

 

Также по теме: