Публикации - Железнодорожный транспорт

Запуск ВСМ в России: эффекты и эффективность

Как пишет ТАСС, Главгосэкспертиза одобрила первый этап проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) «Москва-Казань». Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук в комментарии для РБК+ рассказал о роли такого проекта для экономики страны.

«В первую очередь, строительство высокоскоростной железнодорожной инфраструктуры способствует развитию транспортных связей. Вследствие этого для стран с широким территориальным охватом и протяженной географией перевозок развитие ВСМ может быть более актуальным. Рассматриваемое в настоящее время создание высокоскоростных магистралей в России в направлении Востока страны решает стратегическую задачу по развитию региона и созданию полноценных современных транспортных сообщений.

При этом развитие ВСМ может принести максимальные положительные эффекты только при условии использования отечественных научных, трудовых и производственных ресурсов. При использовании готовых зарубежных технических и инженерных решений, а также поставки готовых элементов инфраструктуры и подвижного состава совокупные эффекты для экономики резко сокращаются. На данный момент в России есть собственные наработки в области производства рельс, элементов подвижного состава, проектирования систем сигнализации и управления движением. Также есть определенные успехи в сфере проектных решений для искусственных сооружений, в том числе полученные отечественными институтами при разработке проектной документации для линии ВСМ «Москва-Казань».

В то же время развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения в России сопряжено с рисками низкого трафика и, соответственно, сбора выручки. Именно этим аспектам уделяется повышенное внимание при согласовании проектов строительства высокоскоростных магистралей в РФ. Проект согласуется ФОИВами, экспертными и аналитическими структурами достаточно долгое время, а одним из основных препятствий в части ускорения сроков согласования и начала реализации является проблема выделения бюджетных средств и обеспечения соответствующих государственных гарантий.

При этом мировая практика не знает прецедентов реализации проектов ВСМ без прямой финансовой поддержки государства: в Европе 60-70% их финансирования идет за счет бюджетных инвестиций, из которых половина выделяется фондами Евросоюза, а вторая половина - федеральными бюджетами стран прохождения ВСМ. В Китае доля государства еще выше – проекты почти на 100% финансируются за счет государственного бюджета. Лишь один проект строительства линии "Ханчжоу - Шаосин - Тайчжоу" реализуется в настоящее время на базе ГЧП, где доля частного финансирования составляет 51%: по нему недавно началось строительство инфраструктуры, а ввод в эксплуатацию ожидается не ранее 2021 года».

Полный текст статьи «Гонка за скоростью» доступен по ссылке.

31 октября, 2018

 

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!

 

Также по теме: