Публикации - Железнодорожный транспорт

Государству уже пора принимать конкретное решение по ВСМ – строим или нет

Как пишет РИА Новости, 12 декабря глава МЭР Максим Орешкин сообщил, что инвестиции в высокоскоростные железнодорожные магистрали (ВСМ) должны быть обоснованы эффектами, которые экономика может получить за пределами этого проекта. «Может получиться так, рассуждал министр, что, например, большую эффективность покажет не Москва-Казань, а Москва-Санкт-Петербург», - указывает издание. Генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян в комментарии РИА Новости оценил ситуацию с перспективами строительства ВСМ в России.

Ю.Саакян, генеральный директор ИПЕМ

«Напомню, что проект ВСМ «Москва – Санкт-Петербург» был первым подобным проектом в России, но в 2013-м году решением государства был, по сути, признан нецелесообразным к реализации из-за значительной потребности в инвестициях и незначительном сокращении времени поездки. За прошедшие годы уже были вложены значительные средства в развитие связывающей два города железнодорожной и автомобильной инфраструктуры, что сняло заметную часть проблем с пропускной способностью для грузовых и пассажирских перевозок. Так, только в существующие железнодорожную инфраструктуру и подвижной состав было инвестировано более 200 млрд руб. в ценах 2018 года (54 млрд руб. – в ценах 2005-го) со сроком окупаемости более 20 лет. Таким образом, расчет экономических эффектов новой ВСМ «Москва-Санкт-Петербург» должен включать уже понесенные расходы на развитие транспортной инфраструктуры между городами и учитывать условия конкуренции между скоростными транспортными системами железнодорожного, автодорожного и авиационного сообщения.

В то же время от Москвы в сторону Востока России транспортные взаимосвязи действуют хуже, и развитие инфраструктуры в этом направлении, в том числе за счет проекта ВСМ «Москва-Казань», является стратегическим вопросом роста транспортной доступности внутри страны. Дословная цитата Президента РФ с совещания о перспективах развития высокоскоростного транспорта, которое прошло в мае 2013 года: «Обеспечение связанности территорий, создание условий для быстрого передвижения людей, грузов – ключевой приоритет нашей экономической и социальной политики».

Именно поэтому ключевую роль в таких проектах играет государственное финансирование, так как государство – их основной бенефициар. Мировая практика показывает, что если в Европе 70% стоимости строительства ВСМ – это безотзывные субсидии, то в Китае уже 100% капитальных расходов осуществляется за счет государства. Обязательным требованием также должно быть максимально возможное участие российских предприятий в проекте – это даст значительный заказ для промышленности, в том числе в сфере высоких технологий, позволит получить важные компетенции, которые будут конкурентоспособны при экспорте транспортных решений.

Государству уже пора принимать конкретное решение по ВСМ – строим или нет. Ведь при продолжении переносов сроков строительства ВСМ стоимость проекта будет только расти за счет ежегодного роста строительно-монтажных работ. По нашим оценкам, при дальнейшем затягивании с принятием решения о начале строительства бюджет ВСМ «Москва-Казань» будет увеличиваться с темпами как минимум 50-60 млрд руб./год. Пока же, к сожалению, создается ощущение, что мы стремимся к лидерству не во внедрении технологий ВСМ, как другие страны, а в продолжительности обсуждения проектов. Так, скоро будет «юбилей» – 15 лет обсуждения ВСМ в России. Европа, Китай, африканские страны уже реализуют проекты ВСМ, в высокой степени готовности находятся проекты в Дании, Саудовской Аравии, хотя обсуждаться они стали позднее, чем в России. Сколько времени мы будем еще думать?»

Полный текст публикации с кратким комментарием руководителя ИПЕМ доступен по ссылке.

РИА Новости,
13 декабря, 2018

 

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!

 

Также по теме: