Публикации - Железнодорожный транспорт

Перевозки нефтепродуктов: как налоговый маневр скажется на погрузке?

С 1 января 2019 года в России начался завершающий этап так называемого налогового маневра в нефтяной отрасли, призванного достичь более выгодного экспорта нефти и нефтепродуктов и повысить бюджетные доходы. О том, как это отразится на погрузке нефти и нефтепродуктов на железную дорогу, газете «Гудок» рассказал главный эксперт-аналитик отдела грузоперевозок ИПЕМ Дмитрий Нарежный:

«Налоговый маневр» предполагает отмену пошлин на экспорт нефти и большинства нефтепродуктов, а также ввод «обратного акциза» на нефть, использованную для переработки. Размер «обратного акциза» зависит, в том числе, от структуры выхода нефтепродуктов на НПЗ: чем ниже доля темных нефтепродуктов (мазута) и выше доля светлых (бензин, ДТ, керосин, нафта), тем выше «обратный акциз», который получают НПЗ из бюджета.

Следовательно, за счет проведения «налогового маневра» сократится выпуск мазута и возрастет экспорт светлых нефтепродуктов (бензин, ДТ, нафта). Учитывая, что по всем основным производным нефти российская промышленность покрывает потребности внутреннего рынка, изменения в структуре выпуска неизбежно скажутся на структуре экспорта.

Железная дорога является основным способом транспортировки мазута и сокращение его производства в результате завершения «налогового маневра» неизбежно приведет к дальнейшему сокращению его погрузки. При этом по итогам первого этапа «налогового маневра» объем перевозок мазута на железнодорожном транспорте с 2014 года уже сократился на 17 млн тонн (-22%).

Например, в 2018 году был введен в эксплуатацию нефтепродуктопровод от Волгоградского НПЗ до Новороссийска (в рамках проекта «Юг»). Выход этого трубопровода на полную загрузку приведет к сокращению перевозок нефтепродуктов железнодорожным транспортом в размере около 6 млн тонн. В будущем ожидается расширение мощности этого нефтепродуктопровода до 11 млн тонн (для сравнения, в 2018 году ОАО «РЖД» обеспечило экспорт нефти и нефтепродуктов в размере 98 млн тонн).

Если мазут поставляется на экспорт преимущественно железнодорожным транспортом (более 80%), то поставки светлых нефтепродуктов на внешние рынки распределены между железной дорогой и трубопроводами примерно поровну. При этом роль железнодорожных дорог в экспорте светлых нефтепродуктов неуклонно сокращается. Так, с 2014 года объем перевозок бензина на экспорт по сети ОАО «РЖД» сократился на 3,6 млн тонн (-40%), а дизельного топлива – на 12 млн тонн (-45%).

В последние годы ключевую роль в изменении баланса перевозок играет поступательное развитие сети магистральных нефтепродуктоводов при фактическом отсутствии у железнодорожного транспорта возможности конкурировать за груз по цене ввиду регуляторных ограничений. Таким образом, совокупный результат «налогового маневра» для железнодорожной отрасли ожидается негативный.

В 2018 году на рынке цистерн отмечается рост ставок аренды до 850 рублей за вагон в сутки, обусловленный существенными объемами выбытия парка на протяжении последних лет при минимальных поставках на сеть новых вагонов, а также влиянием тенденций на прочих рынках вагонов.

В краткосрочной перспективе ожидается списание порядка 10% парка нефтебензиновых цистерн (из них 3,5 тысяч единиц – в 2019 году). При этом сокращение потребного парка цистерн с 2019 году оценивается в 7 тысяч единиц. Таким образом, ситуация на рынке железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов будет способствовать сохранению низкого уровня ставок».

30 января, 2019,
Газета «Гудок»

 

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!

 

Также по теме: