Публикации - Железнодорожный транспорт

Появятся ли невозвратные билеты в плацкарт?

Если раньше продавались невозвратные билеты только на самолёт, теперь они появились и на поездах дальнего следования. Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук рассказал газете «Аргументы и Факты» об особенностях невозвратных билетов и перспектив распространения такой услуги на плацкартные и общие вагоны.

Невозвратный билет стоит на 10% дешевле, но покупающий его пассажир рискует: вернуть билет и получить деньги обратно можно только в исключительных случаях – внезапной болезни (должна быть справка, и сдать билет необходимо не менее чем за 5 дней до отъезда), смерти члена семьи или отмены (задержки) поезда.

Пока невозвратные билеты продаются только в купейные вагоны и СВ. Впрочем, на днях один из депутатов ГД написал в Минтранс письмо с предложением ввести невозвратные билеты в плацкарты и общие вагоны. Насколько это реально?

«В таких инициативах больше политики, чем экономики, – считает заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук. – В билетах на поезда дальнего следования есть два сегмента: регулируемый и нерегулируемый. Плацкарт и общий вагон относятся к первой категории, купе и СВ – ко второй. Цену регулируемых билетов ограничивает ФАС России по социальным соображениям, то есть пассажир покупает билет дешевле себестоимости перевозки. Разницу компенсирует федеральный бюджет.

Остальные типы билетов не относятся к социально значимым. Тарифы на проезд по ним формируются на рыночных условиях и зависят от ряда факторов, во многом – спроса. С 2015 года ФПК применяет систему динамического ценообразования, которая позволяет назначать цену билета в зависимости от всех условий: сезона или времени суток отправления, напряжённости и дальности маршрута. По закону пассажир может вернуть билет, получив обратно почти всю потраченную сумму. Этот риск также учитывается в стоимости билета.

По оценкам ИПЕМ, финансовые потери перевозчика от возврата плацкартных билетов составляют всего 1–2%: в пиковые периоды освободившиеся места почти всегда выкупаются заново, во внепиковые неполная загрузка учитывается при расчёте цены. Экономически обоснованная скидка на невозвратный билет может составлять те же пару процентов. В абсолютных значениях экономия на одном билете будет недостаточно большой, чтобы оправдать потери при возможном отказе от поездки.

В то же время остаётся вопрос, как при отсутствии согласования с ФАС такой билет будет субсидироваться, то есть повлечёт ли предоставление скидки «за невозврат» дополнительные затраты федерального бюджета. И вообще дополнительные скидки могут иметь последствия не только для бюджета, но и для цены билета. Есть риск, что при появлении невозвратных билетов во все вагоны возможность сдать билет, которая сейчас является обязательной, станет дополнительной платной опцией».

Татьяна Богданова,
Аргументы и Факты,
№6, 2019

 

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!

 

Также по теме: