Публикации - Железнодорожный транспорт

Расчеты ИПЕМ учтены в суде АО «ФГК» против ФАС России

Арбитражный суд Москвы вынес решение по спору АО «Федеральная грузовая компания» («дочка» ОАО «РЖД») с Федеральной антимонопольной службой (дело № А40-20993/2018). Последняя сочла ставку предоставления вагонов АО «ФГК» монопольно-высокой, однако суд, изучивший в том числе расчеты ИПЕМ, эту позицию не подтвердил. Подробный разбор решения суда опубликован на закрытой ленте «Интерфакс».

Резолютивная часть была объявлена 17 сентября, полный текст изготовлен 21 сентября. В декабре 2017 г. ФАС вынесла решение, в соответствии с которым ФГК была признана нарушившей закон о защите конкуренции, установив в 2016 г. монопольно высокие ставки на предоставление полувагонов в РФ. Кроме того, были признаны незаконными действия РЖД на рынке агентских услуг, которые привели к созданию возможности для поддержания необоснованно высоких ставок.

Регулятор рассматривал дело на основании обращения физлица В.В.Семенова от 21 апреля 2016 г. и публикаций в «Коммерсанте», вышедших 28 сентября и 8 октября 2016 г., а также данных «Хмелинецкого карьера», ООО «Промнерудтранс», ПАО «Мосэнерго» (MOEX: MSNG), ПАО «ОГК-2» (MOEX: OGKB), ПАО «ТГК-1» (MOEX: TGKA) и правительства Республики Карелия. Последние видели в действиях «Федеральной грузовой компании» признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Поводом для обращения в ведомство послужило повышение ФГК ставок на полувагоны в 2016 г. по сравнению с 2015 г. Рассмотрев дело, ФАС предписала оператору и монополии прекратить нарушения. Кроме того, было вынесено поведенческое предписание. Те не согласились с решением регулятора и обжаловали его в суде.

ИПЕМ в своем отчете, представленном в суд, отмечал, что при расчете объема рынка полувагонов ФАС не учла, что на нем каждый конкретный заказ зависит от параметров перевозки, требующихся клиенту, включая расстояние до станций погрузки и назначения, вид и объем груза, количество необходимого подвижного состава, сроки погрузки и разгрузки. В итоге суд счел, что именно размер рабочего парка полувагонов должен был использоваться антимонопольной службой для расчетов по рынку.

ИПЕМ указывал, что рентабельность АО «ФГК» при предоставлении полувагонов в 2016 г. составляет 4-4,1%. Однако, по мнению суда, это не является обоснованием того, что «Федеральная грузовая» устанавливала монопольно высокие ставки. Рентабельность продаж компании по всем видам деятельности составляет 5,5%, что ниже среднерыночного уровня в 10,6-15,7%.

Рост ставок зависит от баланса спроса и предложения и не является результатом действий ФГК, отметил суд. Кроме того, изменение ставок не превышало динамику расходов оператора на предоставление полувагонов. Согласно отчету ИПЕМ, по сравнению с 2015 г. в 2016 г. он составил 16,5%. «При этом сравнение условной расчетной цены, которая бы позволяла выйти на безубыточный уровень без прибыли в 2015 г., и фактической цены в 2016 г. демонстрирует рост в 2016 г. на 11%», - пишет арбитраж.

 

Интерфакс,
26 сентября, 2018

 

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!

 

Также по теме: