Публикации - Машиностроение

Водородная тяга: есть ли спрос?

В ходе Восточного экономического форума было подписано соглашение между ОАО «РЖД», ГК «Росатом», АО «Трансмашхолдинг» и правительством Сахалинской области о сотрудничестве и взаимодействии по применению поездов на водородных топливных элементах. Перспективы технологии на современном этапе специально для журнала «РЖД-Партнер» прокомментировал заместитель генерального директора ИПЕМ Сергей Белов:

«Основными драйверами внимания к водороду как к топливу для транспортных средств являются глобальная энергетическая и климатическая политика. Пока практическое применение водородное топливо находит в странах Европы, не имеющих собственных значительных запасов энергоресурсов. Стоит отметить, что интерес к альтернативным источникам энергии подогревается наличием значительных государственных льгот и мер поддержки. Так, одно только ужесточение регулирования по выбросам CO2 уже значительно повышает конкурентоспособность водородных и аккумуляторных решений на фоне традиционных двигателей внутреннего сгорания. Однако при отсутствии государственной поддержки в большинстве случаев «карета превращается в тыкву», и на первое место снова выходят дизель, бензин и электрификация инфраструктуры.

Вопрос о применении новой технологии возникает в Европе при развилке - электрификация существующих путей или использование топлива (дизель, водород) либо аккумуляторных батарей. В следующей развилке – водород либо другой источник энергии – водород востребован только при наличии поблизости с полигонами эксплуатации дешевых источников энергии, которые обеспечат адекватную экономику выработки водорода и его хранения (затраты на сжатие и криогенные технологии в случае сжиженного водорода) и развитой химической промышленности, в которой водород является одним из промежуточных продуктов.

Разработка пилотных решений на основе альтернативных источников энергии (водород, литий-ионные батареи) укладывается в стратегию международной экспансии «Трансмашхолдинга». Такие решения есть уже у Alstom (поезд Coradia iLint для Германии), работают Siemens, Bombardier, водородными трамваями занимается CRRC. Таким образом, разработки со стороны ТМХ в сфере тяги на новых источниках энергии – это сигнал для всех заинтересованных сторон, что российский производитель стремится быть на одном уровне с НИОКР глобальных лидеров. Также напомню, что в ОАО «РЖД» первые решения об освоении водородных технологий были приняты еще в 2007 году.

Проекты транспорта на водородном топливе пока невозможно реализовать без государственной поддержки, и поэтому при их планировании важно учитывать факторы мировой технологической конкуренции. На данный момент основным бенефициаром внедрения водородной тяги является Канада, где находится 2 основных промышленных производителя водородных топливных элементов. С учетом того, что «родиной» водородных технологий является ракетно-космическая сфера, Россия имеет все перспективы работать на этом рынке. К примеру, на разработанном АО «ВНИИЖТ» в начале 2010-х годов экспериментальном энергетическом вагоне применены отечественные топливные элементы, созданные Уральским электротехническим комбинатом и доработанные в РКК «Энергия». Таким образом, если проект развития водородного транспорта и соответствующей инфраструктуры будет осуществляться с участием государственного финансирования, то с точки зрения государства будет целесообразным заложить в него требования по внедрения отечественных технологий водородных топливных элементов».

РЖД-Партнер,
10 сентября, 2019

 

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!

 

Также по теме: