Публикации - Железнодорожный транспорт

Погрузка на сети ОАО «РЖД»: возобновляется ли рост?

Погрузка на сети ОАО «РЖД» в августе показала прирост относительно уровня 2018 года, несмотря на негативную динамику предыдущих месяцев. О том, восстановится ли тренд на увеличение погрузки и с чем он будет связан, рассказал порталу «Vgudok» руководитель отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Александр Слободяник:

«За последние месяцы динамика погрузки на сети ОАО «РЖД» изменилась с отрицательной на положительную. Если в июне был зафиксирован спад в 5,4%, то уже в июле погрузка соответствовала аналогичному периоду прошлого года. По итогам августа погрузка составила 109 млн тонн, что на 0,2% выше аналогичного периода 2018 года. Общему росту способствовала положительная динамика погрузки таких грузов, как железная руда (+1% к августу 2018 года), химических и минеральных удобрений (+6,3%), цемента (+7,7%), строительных материалов (+10,2%) и прочих грузов (+6,4%).

Отдельно стоит обратить внимание на значительное увеличение погрузки строительных грузов. В первую очередь, это связано с частичным высвобождением полувагонов (в том числе снижением ставок предоставления более чем на 20-30% с пика ставок в апреле-мае 2019 года) в связи с сокращением грузовой базы угля и продолжающимися массовыми поставками полувагонов на инфраструктуру. Также рост погрузки связан с реализацией отложенного спроса (конкурсы на строительство и ремонт дорог отыграли, появилось понимание и заказ на поставку щебня).

Рост погрузки химических и минеральных удобрений связан с увеличением объема их производства в первом полугодии 2019 года и стабильным спросом у потребителей.

Стоит отметить восстановление объемов погрузки зерна. Если в июне она была более чем на 60% ниже аналогичного периода 2018 года, то в прошлом месяце погрузка соответствовала показателю прошлого года, что связано с началом нового сельскохозяйственного сезона. В ближайшей перспективе погрузка зерна будет увеличиваться, чему в том числе будут способствовать изменения, которые Минтранс России внес в перечень грузов, перевозимых железнодорожным транспортом насыпью и навалом. В соответствии с новым перечнем перевозка зерновых грузов в полувагонах с использованием специализированных вкладышей возможна на общих условиях, что значительно упрощает перевозочный процесс и поиск подвижного состава под погрузку, особенно на фоне снижения грузовой базы каменного угля и возникновения значительного профицита полувагонов. 

Кроме того, увеличению погрузки способствуют контейнерные перевозки, которые демонстрируют значительную положительную динамику на протяжении долгого периода времени. 

Общая погрузка на сети в ближайшей перспективе будет завесить от множества факторов, среди которых ценовая конъюнктура на внутреннем и внешних рынках, размеры урожая, в первую очередь, зерновых культур, торговые отношения Китая и США и др.

В ближайший месяц маловероятно увеличение погрузки каменного угля, который на протяжении многих лет оставался одним из основных драйверов роста грузовой базы. Мировые цены после незначительно роста в середине августа продолжили тренд на снижение. Например, цена на FOB Восточный к концу августа сократилась до 70 долларов с 78-79 долларов в середине месяца. На цену на азиатском рынке наибольшее влияние будет оказывать торговая война между Китаем и США. При длительном понижении цен часть производителей угля войдут в убыточную зону и прекратят поставки. Это частично сбалансирует спрос и предложение».

Полная версия статьи «РЖД нагрузили» с кратким комментарием эксперта ИПЕМ доступна по ссылке

Vgudok
5 сентября, 2019

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!

 

Также по теме: