Публикации - Железнодорожный транспорт

Спрос на грузовые вагоны: как избежать перепадов?

Как пишет «Коммерсантъ», рынок вагоностроения входит в полосу кризиса спроса: в ближайшие годы ожидается минимум списания парка при высоком уровне производства. Как прокомментировал замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук, через три года незагруженными могут остаться до половины мощностей вагоностроительных предприятий. Сгладить колебания спроса на подвижной состав может долгосрочное регулирование тарифов на отстой порожних вагонов:

«После 2021 года профицит мощностей по производству вагонов составит 30–50%. Постепенное восстановление спроса до уровня 60 тыс. вагонов ожидается только к 2030 году.

Введение повышающего коэффициента на отстой профицитных родов вагонов и, соответственно, понижающего на отстой дефицитных сможет стимулировать владельцев скорректировать планы по закупке новой техники. Такие тарифы обязательно должны устанавливаться заранее на длительный период, не менее 5 лет, чтобы обеспечить долгосрочные понятные правила.

Главной целью такой меры должна быть не дополнительная выручка владельца путей общего пользования, а применение гибкого рыночного инструмента регулирования соотношения четырех показателей: емкости путей для отстоя вагонов, объемов профицитного парка, перспективных потребностей в подвижном составе и загрузки производственных мощностей российских заводов.

Расчет перспективных потребностей парка грузовых вагонов целесообразно выполнять по принятой уполномоченным регулятором методике с учетом регулируемого профицита парка, необходимого для удовлетворения пикового спроса на перевозки. Сами тарифы на отстой вагонов также должен устанавливать регулятор, чтобы исключить «перекосы» со стороны монополии или групп влияния. В обоих случаях необходим общественный контроль со стороны Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» и его ДЗО. Тарифы на специализированных «станциях отстоя» могут устанавливаться их владельцами на конкурентной основе. «Применение такого подхода позволит существенно снизить регуляторные риски участников перевозок, а привлечение общественной организации позволит принимать сбалансированные решения».

Полная версия текста «Вагоны не находят себе места» с комментарием эксперта ИПЕМ доступна по ссылке

Коммерсантъ,
8 ноября, 2019

 

Подписывайтесь и следите за новостями ИПЕМ в Телеграм-канале!

 

Также по теме: