Публикации - Железнодорожный транспорт

Возможно ли квотировать перевозку угля по Восточному полигону?

Как пишет РБК, Минтранс и Минэнерго предложили ввести квоты на перевозку угля, чтобы перераспределить между компаниями мощности БАМа и Транссиба. Заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук рассказал журналу «РЖД-Партнер», почему эта идея нереализуема:

«Риски изменения существующего несовершенного механизма доступа к публичной услуге перевозки выше, чем сохранение Status Quo. Фактически, предлагаемые проекты методик Минтранса и Минэнерго не реализуемы на практике без нарушения существующих положения ФЗ о естественных монополиях, антимонопольного законодательства и т.п.

«Справедливого и совершенного» механизма согласовать между заинтересованными сторонами не получится. Даже в рамках федеральных органов исполнительной власти будут противоречия, не говоря уже о бизнес-компаниях. Экономические резоны будут наслаиваться на социальные и наоборот.

Начало реализации проектов БАМ 1 и БАМ 2 буксовало в течении ряда лет. Государство не могло принять решение о целесообразности запуска проектов по ряду причин, среди которых отсутствие гарантий со стороны грузовладельцев в будущей погрузке и дефицит источников инвестиций. При реализации программы возникла новая «трудность» – отсутствие источника возврата инвестиций у владельца инфраструктуры. Цены на потребляемые материально-технические ресурсы для перевозок растут опережающими потребительскую инфляцию темпами, темпы роста доходной ставки в несколько раз ниже индексации тарифов, что «съедает» имеющиеся надбавки на OPEX.

Дефицит источников возврата инвестиций приводит к росту закредитованности, фактически инфраструктура развивается «в долг». При этом развитие инфраструктуры в западном и южном направлениях продолжается с непонятным сроком возврата инвестиций. А ведь когда-то грузовладельцы тоже требовали её развития без гарантий загрузки.

Поэтому, уже в недалеком времени, государству предстоит делать выбор – каким способом поддерживать грузовладельцев: прямыми методами или косвенными, субсидируя развитие железнодорожной инфраструктуры и обеспечивая дополнительный вывоз продукции на внешние рынки по ценам, в которых возврат инвестиций заменен субсидиями».

Владимир Савчук,
«РЖД-Партнер»,
17 марта, 2020

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ в Телеграм-канале!

 

Также по теме: