Публикации - Железнодорожный транспорт

Выделение Федеральной пассажирской компании: для организации прозрачной и цивилизованной схемы

В последнее время все активнее звучит тема выделения из ОАО "РЖД" Федеральной пассажирской компании. Предполагается, что уже осенью сего года будет завершен первый этап данного процесса и сформирован имущественный комплекс филиала ОАО "РЖД" "Федеральная пассажирская дирекция", на базе которого затем и будет образована ФПК. Поделиться своим мнением по поводу ряда аспектов данного вопроса мы попросили генерального директора Института проблем естественных монополий Юрия Саакяна.

Юрий Завенович, для чего, по-вашему, нужно выделять пассажирские перевозки в отдельную компанию? Есть ли в этом объективная необходимость?

Это надо делать по нескольким причинам. Во-первых, для организации прозрачной и цивилизованной схемы работы на сложнейшем участке, имеющем огромную социальную значимость. Во-вторых, для завершения очередного этапа реформирования железнодорожной отрасли. В-третьих, для привлечения инвестиций.

Считаете ли Вы целесообразным передать в имущественный комплекс Федеральной пассажирской компании вокзалы, вагоны и вагонные депо? Не приведет ли передача, в частности, вагонных депо и всей ремонтной базы к монополизму и дискриминации частных перевозчиков?

Нет сомнения, что передача инфраструктуры в имущественный комплекс ФПК должна проходить очень взвешенно. Прежде всего, государство должно определиться с перечнем объектов, которые остаются в его собственности. Вагоны и вагонные депо могут передаваться частным владельцам только при условии сохранения уровня перевозок и повышения качества обслуживания пассажиров. Причем имеет смысл определиться, на каких направлениях эти перевозки должны быть увеличены, а на каких, возможно, сокращены. Этот подсчет гораздо быстрее сделает частный собственник, потому что не захочет бессмысленной траты средств.

Важнейшим вопросом является перспектива государственных дотаций ФПК, а она напрямую зависит от качественного учета издержек в пассажирских перевозках. Можно ли, по Вашему мнению, организовать удовлетворительный раздельный учет расходов на пассажирские и грузовые перевозки в рамках ОАО "РЖД" или нужно выделить сначала пассажирское хозяйство в отдельную компанию, после чего только прояснится картина с его действительными издержками?

Раздельный учет организовать не только можно, но и нужно. Иначе государство не будет владеть точной информацией о структуре принадлежащей ему собственности. Если "картина прояснится" только после выделения пассажирского комплекса, потери могут быть довольно значительными. Потому что вплоть до этого выделения государство обязано продолжать финансировать убыточные перевозки, включая для этого механизм переадресации и перекрестного субсидирования. А это, в свою очередь, искажает структуру тарифов.

У нас все расходы федерального бюджета в сфере культуры составляют около 40 млрд.рублей. Считаете ли Вы реальным, чтобы Правительство и Федеральное Собрание пошли на дотации железнодорожных пассажирских перевозок в сопоставимых суммах? Ведь убытки в дальнем следовании составляют порядка 30 млрд.рублей в год?

Расходы бюджета – прерогатива Государственной Думы. Не думаю, что надо напрямую сопоставлять расходы, скажем, в области культуры и железнодорожных перевозок. Отмечу лишь, что наличие в бюджете свободных средств, в частности, в рамках Стабилизационного фонда, позволяет говорить о возможности государства активно финансировать пассажирские перевозки. Однако решать это Правительству и депутатам.

В чем Вы видите основные трудности образования ФПК?

Трудности – в отсутствии пока единого взгляда на пути решения данной проблемы у федеральных органов исполнительной власти, законодателей и топ-менеджмента ОАО "РЖД".

Беседовал Андрей Гурьев

Журнал "РЖД-Партнер"

23 июня 2005 года