Публикации - Железнодорожный транспорт

Как кризис скажется на рынке лизинга грузовых вагонов?

Как пишет портал «VGudok», ближайшие 12-18 месяцев рынок лизинга железнодорожных вагонов ждут тяжелые времена в связи с пандемией COVID-2019 и падением цен на нефть. Заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Поликарпов в комментарии порталу напомнил, что эти факторы ускоряют и без того ожидаемый спад в отрасли:

«На рынке предоставления грузовых вагонов под погрузку к началу 2020 года сложилась негативная для операторов тенденция перехода от «рынка продавца» к «рынку покупателя», связанная с перепроизводством подвижного состава на фоне ограниченных возможностей роста погрузки. Еще в прошлом году стало очевидно, что рынок ждут неблагоприятные годы падения ставок и выручки.

Ситуация с мерами, принимаемыми для борьбы с коронавирусом, падением цен на нефть и как следствие – спадом экономики усугубила эту тенденцию. По оценкам ИПЕМ, уже в марте выручка операторов снизилась более чем на 30% по сравнению с прошлогодними показателями, «нерабочий» апрель может ударить по ним еще сильнее. Очевидно, что профицит подвижного состава увеличится сверх ожидавшегося, соответственно, снижение ставок предоставления ускорится.

В текущих условиях преждевременно делать прогнозы о точных значениях, так как неизвестно, как будет развиваться борьба с коронавирусом в мае, удастся ли России и Саудовской Аравии договориться о стабилизации нефтяных рынков и так далее. С известной осторожностью можно предположить, что «дно» рынка ставок предоставления, которое мы прогнозировали на рубеж 2021/22 годов, будет достигнуто раньше, тогда как восстановление ставок до 2022 года по-прежнему не ожидается. По итогам марта ставка предоставления полувагона находится в диапазоне 1500-1600 рублей за вагон в сутки, для сравнения, в I квартале 2019 года показатель находился на уровне 2500 рублей за вагон/сутки. Напомним, нижняя граница рентабельности типового полувагона в собственности достигается при значениях 400-600 рублей/сутки, инновационного в лизинге – 800-1000 рублей/сутки.

Предстоящие затруднения с выплатой лизинговых платежей у ряда операторов потребуют от лизингодателей мер поддержки клиентов – например, в виде реструктуризации долга. Однако возможности таких мер небезграничны, и с большой вероятностью мы будем наблюдать передачу части парка лизингополучателей финансовым организациям, которые таким образом выйдут на рынок оперирования самостоятельно.

У лизинговых организаций уже есть опыт работы в сфере оперирования вагонами. Однако, в предыдущие период (2014-2016 годы) погрузка была, а сейчас профицит парка происходит на фоне снижения погрузки. Соответственно, задача для лизинговых компаний усложняется».

Полный текст статьи «COVID-19 напомнит ЖД кризис-2014/2015» с комментарием эксперта ИПЕМ доступен по ссылке.

«VGudok»,
13 апреля, 2020

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ в Телеграм-канале!

 

Также по теме: