Публикации - Машиностроение

Алюминиевый кузов на городском транспорте: опыт и перспективы

ПК «Транспортные системы» работает над созданием первого российского трамвая с алюминиевым кузовом (мы об этом сообщали в дайджесте «Техника железных дорог»). Образец должен быть выпущен в мае-июне 2020 года. В комментарии журналу «Эксперт» замгендиректора ИПЕМ Владимир Савчук оценил перспективы такого решения:

«В машиностроении тренд на алюминиевые кузова связан, как правило, с разработкой моделей транспортных средств с новыми свойствами и комплектацией: 100% низкопольность, повышенная энергоэффективность, применение альтернативных традиционному проводу источников энергии, применение новых конструкций тележек, современные интерьерные и экстерьерные решения, комплексное снижение стоимости жизненного цикла и так далее.

В этой связи для производителя не столь принципиально, из какого металла кузов. Это, скорее, требование рынка и желание транспортных подразделений городов-заказчиков. Потребитель, как правило, не может определить под слоем краски, из какого металла сделан кузов, однако, из алюминиевых панелей кузов получается более эстетически привлекательным. Весовые параметры вагона также меняются незначительно, при общей массе вагона в 18-20 т и веса пассажиров более 10 т возникающая экономия веса около 0,6-1 т не является принципиальной.

В Европе производство вагонов метро, трамваев, железнодорожного мотор-вагонного подвижного состава из алюминия первоначально было связано с вопросами конкуренции, получением преимуществ теми производителям, которые могли выполнять такие заказы. Как правило, стоимость была дороже, так как вместе с «пакетом» алюминиевых вагонов производились более совершенные модели (низкопольные, комфортные, сочлененные и т.д.).

В России серьезное обсуждение применении алюминия было в 2014 году при подготовке конкурсной документации для поставки вагонов для Московского метрополитена. На тот момент инициаторы дискуссии – иностранные производители – не смогли взять на себя обязательства по удержанию цен на ремонт алюминиевых кузовов на уровне ремонта кузовов из стали. Также иностранные производители обсуждали необходимость повышения закупочной цены в тендерной документации.

С точки зрения внедрения новых моделей вагонов трамваев в России есть определенные сложности с состоянием инфраструктуры трамвайных путей. Как правило, она далека или очень далека от нормативов содержания, что вызвано жестким дефицитом финансовых средств в регионах. А новые, современные модели трамваев, особенно низкопольные, требуют содержания пути в нормативном состоянии. В противном случае дорогостоящие элементы «бархатной» подвески рано и часто начинают требовать ремонта. Поэтому запуск современных трамваев в российских регионах тесно связан с ремонтами и модернизацией инфраструктуры, поиском источников финансирования, применением современных моделей ГЧП.

На новом витке внедрения алюминия в российское машиностроение такая технология может получить ряд преимуществ при формировании поставок в российские регионы, накоплении практического опыта по эксплуатации и выхода с такой продукцией на экспортные рынки, где отечественная техника может быть конкурента по цене и потребительским качествам. Технология алюминиевых кузовов может быть востребована не только в трамваестроении, но и в производстве вагонов для железных дорог.

Для развития технологии необходимо создавать спрос на длинно-базовые алюминиевые панели внутри страны. Пока для производства используются панели, произведенные в Китае, хотя в России достаточно алюминиевых заводов – однако они не готовы организовать производство таких панелей из-за низкой емкости внутреннего рынка».

Полный текст публикации «Витязь-М» получает алюминиевый «доспех» доступен по ссылке.

«Эксперт»,
23 апреля, 2020

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ в Телеграм-канале! 

 
Также по теме: