Публикации - Машиностроение

Юрий Саакян: Отрадно видеть большое внимание к поддержке железнодорожного транспорта и железнодорожного машиностроения

В апреле Институт проблем естественных монополий отметил 15-летний юбилей. В связи с этим поводом редакция сайта НП «ОПЖТ», членом которого является ИПЕМ, опубликовала интервью с генеральным директором Института Юрием Саакяном об актуальных вопросах регулирования и государственной поддержки железнодорожного транспорта и машиностроения:

Юрий Завенович, 13 мая исполняющий обязанности Председателя Правительства Российской Федерации Андрей Белоусов подписал постановление о размещении бессрочных облигаций ОАО «Российские железные дороги» на сумму до 370 млрд руб. для обеспечения выполнения инвестпрограммы компании. Как Вы относитесь к этому решению?

Крайне положительно. Напомню, что железнодорожный транспорт, благодаря заложенному в нем огромному запасу прочности, поддерживал экономику России в военные и сложные для страны 90-е годы прошлого века. Сегодня неблагоприятная экономическая конъюнктура и пандемия коронавируса вновь взваливают на его плечи тяжесть масштабного кризиса, и роль железной дороги в прохождении кризиса будет существенной.

Сохранение инвестпрограммы ОАО «РЖД», в том числе за счет бессрочных облигаций, обеспечит значительный заказ для промышленности и позволит сохранить сотни тысяч рабочих мест в смежных отраслях – железнодорожное машиностроение, металлургия, строительный комплекс, электротехническая промышленность и др. В то же время ее сокращение, напротив, лишь усугубило бы кризисные явления: пострадают грузоотправители и предприятия-поставщики, а далее через многоуровневые производственные цепочки и вся экономика в целом.

В целом отрадно видеть большое внимание к поддержке железнодорожного транспорта и железнодорожного машиностроения со стороны Президента России, Правительства, Госдумы, Союза Машиностроителей России. Во многом в этом есть заслуга НП «ОПЖТ», которое сейчас принимает активное участие в выработке мер поддержки отрасли.

Каким Вы видите дальнейшее развитие железнодорожного машиностроения после выхода из карантина, связанного с коронавирусной инфекцией?

Важно понимать, что «коронакризис», по крайней мере пока, не сильно дестабилизировал ситуацию в железнодорожном машиностроении. Где-то временно она ухудшилась, а где-то – ускорились те неблагоприятные процессы, о которых ИПЕМ давно говорит.

В частности, производство грузовых вагонов в ближайшие три года ожидаемо будет демонстрировать спад независимо от мер противодействия пандемии. Это связано с совершенно закономерным процессом, когда перепроизводство без оглядки на долгосрочные прогнозы приводит к профициту. На фоне падения погрузки, и тут уже нельзя игнорировать «вклад» вируса, сократится и покупательская способность у операторов, у которых не будет не только потребности в обновления парка, но и финансовой возможности это сделать в период низких цен на свои услуги.

Спрос на другие виды подвижного состава – локомотивы, путевую технику, пассажирские вагоны, электропоезда, метро и трамваи – будет напрямую зависеть как от конкретных мер поддержки перевозчиков, так и политики государства в отношении экспорта.

Институт проблем естественных монополий много лет является одним из уважаемых и ключевых членов НП «ОПЖТ». Юрий Завенович, каковы основные направления деятельности института?

ИПЕМ создавался для изучения, осмысления и выстраивания позиции по вопросам активно реформировавшихся в тот момент естественно-монопольных отраслей, что и определило его название. Но инфраструктурные отрасли не существуют в вакууме и чтобы оценивать их нужно хорошо понимать как экономику потребителей их услуг (это грузоотправители, пассажиры, газо- и энергопотребители), так и технологические возможности их поставщиков (энергетическое и транспортное машиностроение, металлургическая и трубная промышленность и другие). Разумеется, если вы – исследовательский институт, то и к любому предмету своего интереса подходите исследовательски: не только изучаете и принимаете факты об этих отраслях «как есть», но и ищете закономерности, строите экономические модели, прогнозы… Так что практически с самого начала деятельность Института заключается в поиске оптимальных решений – регуляторных, технологических, управленческих – для сферы естественных монополий и смежных отраслей.

Железнодорожное машиностроение – одно из важнейших направлений для Института. Мы очень плотно сотрудничаем с НП «ОПЖТ», в состав которого ИПЕМ входит с декабря 2007 г., то есть с момента основания Партнерства.

ИПЕМ ведет свою деятельность уже 15 лет. На Ваш взгляд, что можно назвать основными достижениями Вашей организации за годы работы?

Хвалить себя как-то не очень прилично, но, пожалуй, будет правильным отдать должное коллективу Института за тот вклад в развитие экономики России, который он сделал. В разные годы ИПЕМ разработал сам и принял участие в разработке порядка десяти проектов отраслевых стратегических документов по заказу Минпромторга, Минэнерго и Минтранса России. В частности, это стратегии развития железнодорожного транспорта в России, транспортного машиностроения и его экспорта, энергетики и энергетического машиностроения.

Мы одними из первых подняли вопрос о формировании в России государственной промышленной политики: в 2012 году ИПЕМ опубликовал научный труд на эту тему, тогда как промышленная политика на уровне федерального закона появилась в России только в 2014 году. В 2016 году мы публично представили доклад о рисках ратификации Парижского соглашения для экономики России, и мы видим, как сегодня его тезисы – пусть и не всегда со ссылкой – используют экономисты, политики и регуляторы.

Немаловажным достижением считаю создание и продолжающийся выпуск научного журнала «Техника железных дорог», выпускаемого совместно с НП «ОПЖТ». За 12 лет существования издание приобрело научный статус, на его страницах прошли «премьеры» ряда ключевых для российского железнодорожного машиностроения проектов, что свидетельствует о востребованности площадки издания как у авторов, так и читателей.

Ваша организация и Вы лично, Юрий Завенович, участвуете в значительном количестве совещательных органов, проектных и рабочих группах, экспертных советах. Каковы Ваши интересы и ожидания от проводимой работы и насколько она успешна?

Участие в работе совещательных органов – один из важнейших способов донесения экспертной позиции до регулирующих органов, будь то правительственные организации, комитеты Государственной Думы или отраслевые СРО. На этих площадках проходит основное обсуждение законодательных новаций, их рисков для экономики в целом и отдельных отраслей. Результаты работы в совещательных органах, безусловно, есть, но зачастую их можно оценить экспертно, а не в каких-то конкретных событиях или цифрах.

Если выделять конкретные примеры, то стоит отметить руководство подгруппой «Железнодорожный транспорт» по подготовке предложений по обновлению «Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года», по итогам работы был подготовлен системный доклад, ставший одним из элементов обновлённой Стратегии.

Также недавно мы вошли в рабочие группы Госсовета по направлениям «Транспорт» и «Энергетика», а также подгруппу рабочей группы по направлению «Промышленность». Будем представлять нашу экспертную позицию теперь и на этому уровне.

Юрий Завенович, пожалуйста, в завершение несколько пожеланий членам НП «ОПЖТ» и как от представителя руководства Партнерства и как от руководителя Института проблем естественных монополий.

Уважаемые коллеги, в 2020 году мы все столкнулись с «чёрным лебедем» в виде коронавируса. Это не первое испытание на прочность нашей экономики за последние годы и наша задача сегодня — не только выстоять, но и приобрести новые компетенции, повышающие устойчивость технологических и управленческих процессов в условиях быстро меняющегося мира.

Как бы ни были быстры эти изменения, некоторые вещи остаются оплотом стабильности. Совершенно уверенно могу сказать, что железнодорожное машиностроение останется одной из ключевых отраслей экономики – не только благодаря той исключительно важной функции, которую выполняет железная дорога, но и благодаря высокому вкладу отрасли в производственные цепочки и научно-техническое развитие страны. Россия производит практически весь спектр подвижного состава, а рынок нашей страны – один из крупнейших в мире. Я желаю всем нам не просто уверенно пройти предстоящие испытания, а также реализовать возникающие в такие времена возможности!

НП «ОПЖТ»,
18 апреля, 2020

Подписывайтесь и следите за новостями ИПЕМ в Телеграм-канале!

Также по теме: