Публикации

Возможные изменения в проведение госэкспертизы инфраструктурных проектов: выгода и риски

Эксперт-аналитик департамента исследований ТЭК ИПЕМ Елена Васенькина прокомментировала порталу «РЖД-Партнер» положения законопроекта о поправках в ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты РФ в целях реализации приоритетных проектов по строительству, реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования:

«В законопроекте, размещенном на сайте Госдумы РФ, речь не идет об упразднении Государственной экологической экспертизы (ГЭЭ). По замыслу авторов законопроекта, для приоритетных объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, список которых должен утверждаться Президентом РФ, предлагается ряд упрощений в режиме согласования градостроительной и проектной документации.

В том, что касается непосредственно ГЭЭ, эти упрощения заключаются, во-первых, в сокращении ее сроков до 45 дней вместо 2 месяцев, а во-вторых – в возможности проектам приоритетных объектов проходить ГЭЭ параллельно с государственной экспертизой проектной документации.

Сейчас для того, чтобы проект был принят на Главгосэкспертизу, требуется представить положительное заключение ГЭЭ. Поэтому сроки проведения двух последовательных экспертиз составляют около полугода. В том случае, если Главгосэкспертиза дает отрицательное заключение на проект, требуется его переработка, по результатам которой в связи с изменением проектных решений, необходимо будет заново проходить ГЭЭ, а затем Главгосэкспертизу. И таких циклов для отдельных проектов может быть несколько. В этом смысле идея авторов законопроекта представляется в целом здравой, так как за счет параллельного прохождения она позволит сократить примерно на 2 месяца общий срок каждого отдельного цикла экспертиз.

В то же время, при «параллельном подходе» могут возникать различные проблемы и нестыковки, связанные, например, с необходимостью внесения изменений в проектную документацию по результатам замечаний экспертов. В итоге, на выходе из экспертиз могут получиться два технически разных проекта. А путей решения таких коллизий законопроект не предлагает.

В целом изменения, предлагаемые в указанном законопроекте в части ГЭЭ, способны сократить сроки согласования проектной документации, но никак не повлияют на затраты, связанные с ее проведением. Для приоритетных объектов инфраструктуры сохраняется порядок проведения экологической экспертизы, необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду, включая этап обсуждений с общественностью, и другие важные механизмы, позволяющие минимизировать риски для населения и окружающей среды».

РЖД-Партнер,
22 июня, 2020

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ в Телеграм-канале!