Публикации - ТЭК

Запрет на импорт австралийского угля в Китай: шанс для России и вызов для инфраструктуры страны

Отлучение Австралии от китайского угольного рынка дает шанс российским компаниям увеличить объемы поставок в Поднебесную, пишет «Эксперт». Заместитель генерального директора ИПЕМ Александр Григорьев считает, что расширение транспортной инфраструктуры на востоке России необходимо не только для наращивания перевозок в Китай, но и в перспективе удовлетворения растущего спроса на качественный уголь в других странах АТР:


«Австралия является ключевым поставщиком угля и железной руды для Китая. Почти 2/3 энергетического и около 2/5 коксующегося угля, импортируемого Китаем, добываются в Австралии. Разумеется, безболезненно закрыть такие объемы не получится, но ситуация не выглядит для Китая угрожающей.

Китайцы позволили себе оказаться в ситуации сильной зависимости от одного поставщика по ряду причин. Во-первых, это качество и логистика: австралийские угли одни из самых качественных в мире, а морской путь у Австралии до Китая, пожалуй, самый короткий среди всех возможных. Во-вторых, на мировом рынке угля сегодня наблюдается профицит поставщиков, что позволяет Китаю выбрать альтернативный вариант в случае «отлучения» австралийского угля. В-третьих, в КНР есть своя угольная промышленность – крупнейшая в мире. Нарастить собственную добычу на 10-12%, чтобы вообще отказаться от импорта, для нее вполне посильная задача. Хотя эти угли будут уступать по качеству импортным, а их доставка к местным потребителям будет сопряжена с известными сложностями. Так, для Китая «цена вопроса», по большому счету, заключается в цене, которую придется платить за неавстралийский уголь.

Нынешняя торговая война между странами – не первая и не последняя, хотя она имеет все шансы затянуться на более долгий срок, нежели обычно. Возможности, которые эта ситуация дает России, к сожалению, ограничиваются пропускной способностью транспортной инфраструктуры в Восточном направлении. Более вероятно, это кратковременный шанс для южноафриканских и колумбийских поставщиков, не обременённых такой проблемой. Тем более, что Австралия все еще не использовала свой главный козырь: ограничить поставки железной руды, зависимость от которой у Китая почти критическая.

Тем не менее, инфраструктуру на Восточном направлении следует расширять и дальше: спрос на качественный уголь в странах АТР будет расти как в энергетике, так и в металлургии, несмотря на климатический алармизм. У Европы и США нет реальных инструментов по принуждению местных потребителей к переходу на более дорогие источники энергии, ограничивающие экономический рост. Именно экономика, а не климат, в реальности беспокоит местные правительства. Все это значит, что для российских угольщиков расширяется окно возможностей на Востоке и разумно было бы им воспользоваться».

 

С точки зрения пропускной способности одним из наиболее загруженных объектов на восточном направлении остается Северомуйский туннель. По мнению заместителя генерального директора ИПЕМ Владимира Савчука, для «расшивки» этого узкого места будет более эффективным строительство обхода, а не второго тоннеля. Вместе с тем решать проблему инфраструктурных ограничений при перевозке угля заменой полувагонов на специальные контейнеры экономически невыгодно, считает эксперт:


«Проект строительства Северомуйского туннеля-2 или обхода по «поверхности» рассматривается после 2025 года за рамками проекта БАМ-1 и БАМ-2. При условии наличия грузовой базы для проекта БАМ-3 «расшивать» это узкое место будет необходимо. Одним из ключевых факторов является сейсмическая активность в регионе. Так, первый тоннель построен в очень сложных условиях, вдоль «разлома», и при существенном землетрясении из строя могу выйти оба тоннеля. Если вместо второго тоннеля будет построен «обход», то его восстановление будет осуществляться существенно быстрее и дешевле, нежели восстановление тоннелей.

Перевозка угля в специальных контейнерах вместо полувагонов – «локальная» история, которая стала востребованной на перевозках через погранпереход Забайкальска и короткого плеча перевозки по территории России. Сама перевозка по железной дороге стала дороже перевозки в полувагонах, однако «прохождение» груза через китайскую сторону упростилось за счет более технологичной перевалки угля в подвижной состав китайских дорог. Вряд ли эта технология масштабируема на перевозки экспортных углей маршрутами длиной 4-5 тыс. км. Экономически дешевле возить в полувагонах по существующей технологии тяжеловесного движения».

Полный текст публикации «Опала коалы: шанс для русского коула» с комментарием экспертов доступен по ссылке.

Эксперт,
08 февраля, 2021

 

Подписывайтесь и следите за новостями ИПЕМ в Телеграм-канале!

 

Также по теме: