Публикации - Железнодорожный транспорт

Экспорт угля в страны АТР: инфраструктурные вызовы

По прогнозу Минэнерго России, в ближайшие годы экспортные поставки российского угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона значительно вырастут, пишут «Ведомости». Так, к 2025 году ожидается рост объемов экспорта угля на 42% относительно 2020 года. В комментарии изданию заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук оценил перспективы обеспеченности указанных планов транспортной инфраструктурой:

«Экспорт в страны АТР выполняется несколькими укрупненными логистическими цепочками. Во-первых, это транспортировка через порты Дальнего Востока. Во-вторых, через погранпереходы на границе с Китаем и Монголией. И в-третьих, через порты Северо-Запада и Юга России с более длительным фрахтом, чем через порты Дальнего Востока. Последний вариант почти не используется или используется редко, так как существенно удорожает доставку продукции до рынков АТР.

Транспортировка через погранпереходы сопряжена с рядом трудностей, главные из которых – административные регуляторные ограничения Китая на импорт угля из России. Китай таким образом регулирует баланс импортного угля зарубежных производителей. В настоящее время погранпереходы могут «пропускать» большее количество угля, чем поставляется.

Транспортировка через порты Дальнего Востока – наименее затратный способ доставки угля до рынков АТР. Поэтому это направление пользуется наибольшим спросом не только со стороны угольных компаний, но и владельцев других грузов. Проект развития Восточного полигона достаточно длительное время, в 2010-2012 годах, «буксовал» в согласованиях и Правительство РФ требовало дополнительные обоснования его востребованности со стороны грузовладельцев. Также дополнительно согласовывали объемы перевозок при принятии решения о начале второго этапа развития Восточного полигона. При этом на втором этапе грузоотправители «выдали» заявок на +170 млн тн, а Правительство РФ согласовало +55 млн тн. Поэтому можно утверждать, что после завершения строительства в 2024 году второго этапа на Восточном полигоне все равно будет дефицит пропускной способности для тех грузовладельцев, кто будет направлять дополнительный груз на рынки АТР сверх принятого в планы развития».

Полный текст публикации «Минэнерго ожидает роста поставок российского угля в Азию в 1,4 раза» с комментарием эксперта доступен по ссылке.

«Ведомости»,
11 февраля, 2021

 

Подписывайтесь и следите за новостями ИПЕМ в Телеграм-канале!

 

Также по теме: