Публикации - Железнодорожный транспорт

Рост погрузки на сети РЖД в 2021 году может превысить 1,5%: прогноз ИПЕМ

2020 год для железнодорожного транспорта, как и для всей экономики страны и мира, определялся влиянием пандемии COVID-19 и мер противодействия вирусу. В некоторых сегментах форс-мажорные обстоятельства стали непосредственной причиной кризисных явлений, в других – катализатором назревших перемен.

В связи с этим в 2020 году отрицательная динамика погрузки, начавшаяся в конце 2019 года и усиленная пандемией, продолжилась: по итогам 2020 года погрузка на сети ОАО «РЖД» составила 1243,6 млн тонн, что на 2,7% меньше аналогичного периода прошлого года.

Закономерным явлением стало снижение основных финансовых показателей деятельности ОАО «РЖД». В структуре доходов компании доля доходов от перевозок грузов превышает 80% при низкой доле доходов от пассажирских перевозок (около 1,5%). Пропорционального снижения доходов на фоне снижения погрузки не произошло, что связано с изменением структуры перевозимых грузов, а именно, увеличением доли грузов второго тарифного класса, стоимость перевозки которого выше перевозки сырьевых грузов первого тарифного класса.

Стоит отметить, что восстановление рынка во многом будет зависеть от дальнейшего развития ситуации с COVID-19 и факторов на внешнем рынке. ОАО «РЖД» на 2021 год ставит перед собой задачи по увеличению объёмов грузовой и пассажирской работы, а также роста объёма инвестиций. По прогнозу ИПЕМ, темпы роста погрузки за 2021 год по отношению к 2020 году могут превысить +1,5%.

Обозначенные цели можно считать достижимыми: как показал предыдущий опыт, в непростых условиях железнодорожники продемонстрировали профессионализм и слаженную работу при организации своей деятельности. Например, удалось выполнить целевые параметры КПМИ (Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры) по провозной способности в направлении портов.

Так, благодаря развитию Восточного полигона провозная способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в 2020 году достигла 144 млн тонн, что позволило в прошедшем году увеличить перевозку грузов в адрес дальневосточных портов на 8,6% до 110,4 млн тонн. Экспорт угля на восток вырос до 100,9 млн тонн и впервые превысил совокупный объем перевозок в западном и южном направлениях.

 

старший эксперт-аналитик

отдела исследований железнодорожных грузовых перевозок

Ольга Джаран,

«РЖД-Партнер»,

10 марта, 2021 

 

 

Подписывайтесь и следите за новостями ИПЕМ в Телеграм-канале!

 

Также по теме: