Публикации - Железнодорожный транспорт

Приоритетный доступ к железнодорожной инфраструктуре: есть ли место компромиссу?

Холдинг «Эльгауголь» просит Правительство РФ установить приоритет коксующегося угля перед энергетическим при транспортировке по железной дороге в сторону портов Дальнего Востока, пишет «Коммерсант». Насколько реализуемы решения о такого рода приоритетах, рассказал заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук в комментарии для «РЖД-Партнера»:

«Высокая потребность грузоотправителей в направлении своих грузов через Восточный полигон на азиатские рынки и отставание темпов развития Восточного полигона от спроса на перевозки обуславливает дефицит пропускной способности инфраструктуры. Хотя ежегодные темпы прироста перевозок на Восточном полигоне можно оценить как высокие (в 2020 году по отношению к 2019-му в направлении портов отправлено на 8,6% в условиях «окон» и активной «стройки»), этого явно не хватает для удовлетворения спроса. Очевидно, что и после окончания работ по развитию полигона в 2024 году дефицит сохранится.

Пока у правительства не выработаны четкие критерии по формированию решений о приоритете доступа к ж/д инфраструктуре, можно ожидать, что количество подобных просьб о предоставлении такой возможности от регионов, грузоотправителей, инвесторов будет только расти. Администрировать такой поток очень сложно в силу комплексности стоящих перед государством задач: развитие регионов, реализация национальных проектов, эффективное распределение господдержки, необходимость наполнения бюджетной системы и др.

Внесение в нормативную базу дополнительных приоритетов облегчит работу перевозчику, так как с него будут сняты конфликтные вопросы приоритета доступа, но втянет правительство в очень непростой процесс распределения дефицита пропускной способности между множеством регионов, десятками отраслей, сотнями проектов и предприятий. Весьма вероятно, что все стороны обсуждения подобных нормативно-правовых изменений с трудом найдут компромисс и в результате останутся недовольны".

Очевидно, что одним из бенефициаров развития Восточного полигона и роста перевозок является федеральный бюджет, доходы которого будут увеличиваться. Таким образом, для экономически значимой части инвестиций в развитие магистральной железнодорожной инфраструктуры целесообразно использовать инструменты государственного финансирования. В зарубежных странах доля государства в железнодорожных проектах составляет от 20–30% до 100%. Это позволяет не нагружать тарифы на перевозки инвестиционной нагрузкой.

Подготовка детального плана мероприятий по увеличению пропускной способности железных дорог на Дальнем Востоке в рамках реализации проекта не позволит каждому отдельному грузоотправителю понять, какой объем груза у него примут к перевозке, так как инфраструктура даже после реализации проекта останется дефицитной. На этот вопрос смогут ответить заключаемые договоры о перевозках на 3 года, в которых будет зафиксирован объем принимаемых ОАО «РЖД» грузов к перевозкам. А детальный план мероприятий – это, скорее, инструмент администрирования и сохранения темпов реализации инвестиционного проекта.

 

заместитель генерального директора ИПЕМ

Владимир Савчук, 

«РЖД-Партнер»,
02 апреля, 2021

 

Подписывайтесь и следите за новостями ИПЕМ в Телеграм-канале!

 

Также по теме: