Публикации - Железнодорожный транспорт

Цены на черные металлы: о чем говорит статистика перевозок?

Наступивший 2020 год экономика стран мира встретила со значительным ростом цен на черные металлы. О том, как действия российских металлургов и потребляющих металлы отраслей показывает статистика погрузки, в комментарии «Независимой газете» рассказала старший эксперт-аналитик отдела исследований грузовых перевозок ИПЕМ Ольга Джаран:

Сегодня мировой рынок чёрной металлургии функционирует в новых условиях, сформированных под влиянием пандемии, торгового противостояния ряда стран и последовавшего в конце 2020 года скачка цен. Вслед за этим начался рост цен и внутри страны.

На внутреннем рынке чем выше стоимость товара, тем рентабельнее его реализация для производителя. Такая закономерность, с одной стороны, должна приводить к росту числа заключаемых сделок и увеличению объемов транспортировки железнодорожным транспортом. C другой стороны, из-за высоких цен нередко потребители откладывают приобретение продукции, чтобы оптимизировать расходы. Это приводит к сокращению объёмов сделок на внутреннем рынке и сокращению транспортировки продукции рынка металлургии. Этот тренд наглядно иллюстрирует статистика погрузки чёрных металлов на сети ОАО «РЖД»: за первый квартал 2021 года погрузка чёрных металлов во внутреннем сообщении сократилась практически на 15% при общем снижении на 5,7%.

В то же время отправка чёрных металлов на экспорт увеличилась более чем на 7%. На внешнем рынке наблюдается зависимость по ценовому балансу между потребителями и производителями. При отправке продукции на экспорт у отечественных потребителей есть ценовые преимущества, связанные с увеличивающимися курсовыми разницами, но продукция российских металлургов зачастую оказывается заблокирована экспортными пошлинами или санкциями стран-потребителей (например, страны ЕС, Турция). Это ограничивает возможность экспорта и сокращает потенциальные отправки груза, в том числе железнодорожным транспортом.

Если говорить о сфере производства подвижного состава, то наиболее ощутим скачок цен на металлы для и так испытывающих кризис производителей грузового подвижного состава – доля металла в себестоимости грузового вагона с учетом комплектующих составляет 65-75%. Для других сегментов эта составляющая себестоимости не столь существенна: для локомотивов, по нашим оценкам, она составляет 6-12%, для вагонов электропоездов –2-7,5%, для вагонов метро –2-4%, для трамваев – 10-12%.

Полный текст публикации «Подорожание стали спровоцирует новый виток инфляции» с комментарием эксперта доступен по ссылке.

 

«Независимая газета»,
18 мая, 2021

 

Подписывайтесь и следите за новостями ИПЕМ в Телеграм-канале!

 

Также по теме: