Публикации

Экспортная пошлина на металлы: мнение ИПЕМ

24 июня глава Правительства РФ Михаил Мишустин поручил оперативно подготовить документы о введении временной вывозной таможенной пошлины на металлургическую продукцию. Эта мера обусловлена резким ростом цен на металлы на внутреннем рынке, что привело к удорожанию проектов в сфере гособоронзаказа, машиностроения, строительства жилья, дорог и других объектов инфраструктуры. В общей сложности дополнительные доходы бюджета от введения пошлины предполагаются на уровне более 160 млрд руб. Свое мнение по поводу предложенной меры и ситуации с ценами на металлы газете «Ведомости», агентствам «ТАСС» и «РИА-Новости» выразили эксперты ИПЕМ.

«Мы не ожидаем, что введение экспортных пошлин в размере 15% обеспечит существенное снижение цен на металлы на внутреннем рынке. При существующих экспортных ценах рентабельность металлопродукции по ЕBITDA превышает 40-50%. Наметившийся тренд на стабилизацию и возможное дальнейшее снижение цен на мировых рынках повлияет на внутреннюю ценовую политику существенно сильнее. Однако складывающаяся ситуация – повод задуматься над долгосрочными инструментами, которые позволят потребителям металлов не сталкиваться с ростом себестоимости на грани закрытия проектов и производств, что впоследствии может сокращать внутренний рынок для самих же металлургов. Это определенно сигнал о необходимости большего акцента на развитие у государства компетенций по среднесрочному и долгосрочному прогнозированию», – прокомментировал ситуацию газете «Ведомости» генеральный директор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян.

«По итогам 5 месяцев 2021 года объем перевозок на экспорт черных металлов вырос на 7% относительно предыдущего года. Таким образом на фоне почти двукратного роста мировых цен динамика перевозок российских металлов достаточно скромна и, по нашим оценкам, сохранится. Причина - доходы металлургов существенно превышают размер предлагаемой пошлины», – рассказал «РИА Новости» руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ Александр Поликарпов.

«Если говорить про ценовое давление на железнодорожный транспорт, то его сейчас испытывают все. Так, ОАО «РЖД» не может увеличивать закупочные цены, так как инвестиционная программа утверждена Правительством РФ и дополнительные источники ее финансирования не просматриваются. По производителям локомотивов «бьет» и существенный рост цен на цветные металлы, которые являются сырьем для большинства узлов и комплектующих. Вагоностроители, доля черных металлов в себестоимости продукции которых достигает 75% (особенно касается крупнейших производителей – «Уралвагонзавода» и ОВК), и вовсе, несмотря на стабильный спрос, находятся на пороге работы в убыток, так как не могут транслировать рост стоимости металлов на своих клиентов – операторов» - пояснил «ТАСС» заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук.

 

Подписывайтесь и следите за новостями ИПЕМ в Телеграм-канале!

Также по теме: