Публикации

Как экспортная пошлина на металлы повлияет на ж/д транспорт и производство подвижного состава: мнение ИПЕМ

С 1 августа Россия повышает пошлины на экспорт черных и цветных металлов и металлопродукцию за пределы ЕАЭС. Ожидается, что базовая ставка пошлины составит 15%, но кроме нее будет определена специфическая часть. Подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию на заседании в четверг, 24 июня, поддержала это решение правительства. Пресс-служба ИПЕМ подготовила развернутый комментарий для отраслевого издания «РЖД-Партнер» по поводу этого решения и его влияния на ж/д транстпор т производство подвижного состава.

В 2020 году произошел скачок цен на мировом рынке черной металлургии, который потянул за собой цены на рынке внутрироссийском. Металлурги увеличили отгрузки на экспорт и хорошо заработали на этом, но рост цен ударил по гособоронзаказу, госкапвложениям, строительству жилья, дорог и другим строительным программам. Поэтому основной целью введения пошлины ее идеологи называют защиту российского потребителя от происходящего на мировом рынке.

Объем перевозок черных металлов на экспорт в период 2014-2018 годов постоянно увеличивался, достигнув 2018 году 36,3 млн тонн. В 2019 году произошло снижение на 15%, а в 2020 году произошло дополнительное снижение еще на 0,35%. За пять месяцев 2021 года рост составил 7% относительно предыдущего года. Снижение перевозок с 2019 года связано с введением антидемпинговых мер на внешних рынках против российских металлургов. Существенный рост цен на внешних рынках пока не привел к аналогичному существенному росту объема перевозок. При почти двукратном росте цен динамика перевозок увеличилась менее чем на 10%.

По оценке ИПЕМ, введение 15%-ной пошлины не окажет существенного влияния на объемы перевозок по железной дороге и экспорта. В настоящее время маржа металлургов существенно превышает эту величину. При существующих экспортных ценах рентабельность по ЕBITDA превышает 40-50%. Однако наметившийся тренд на стабилизацию и возможное дальнейшее снижение экспортных цен на мировых рынках окажет большее влияние на планы металлургов.

Также, по нашим оценкам, само по себе введение экспортных пошлин в размере 15% не приведет к существенному снижению цен на внутреннем рынке по сравнению с ростом в последние три квартала.

У российских производителей грузовых вагонов в настоящее время фактически закончился металл по докризисным ценам. В дальнейших производственных процессах должен использоваться металл уже по новым ценам с соответствующим ростом себестоимости и отпускных цен. По нашим оценкам, если не транслировать рост стоимости металлов в себестоимость производства грузовых вагонов, то такая деятельность станет стабильно убыточной.

Производители локомотивов также испытывают ценовое давление со стороны производителей как черных, так и цветных металлов. При этом, если вагоностроители потенциально могут транслировать увеличение себестоимости грузовых вагонов на покупателей, то локомотивостроители поставляют продукцию по годовым контрактам, и потенциальный крупный потребитель ОАО «РЖД» не готов к увеличению закупочных цен, так как инвестиционная программа утверждена Правительством РФ и дополнительных источников ее финансирования не просматривается.

Полный текст публикации «Среди выигравших от увеличения экспортных пошлин на металл – локомотивостроители» читайте в журнале «РЖД-Партнер».

 «РЖД-Партнер»,
25 июня, 2021

 

Подписывайтесь и следите за новостями ИПЕМ в Телеграм-канале!

Также по теме: