Публикации - Устойчивое развитие

ЕС представил компромиссный вариант законопроекта по трансграничному углеродному налогу

Как пишут сегодня «Ведомости», Еврокомиссия (ЕК) 14 июля представила масштабную программу по борьбе с изменением климата, включая введение трансграничного углеродного налога (ТУН) на импортные товары. Документ опубликован на сайте ЕК. В список импортных товаров, которые обложат налогом, попали алюминий (включая сплавы), железо и сталь, а также изделия из них, удобрения, цемент и электроэнергия. ИПЕМ предоставил газете подробный комментарий генерального директора института Юрия Саакяна о том, как введение налога может повлиять на российских экспортеров.

«Сегодня произошла первая официальная публикация законопроекта по трансграничному углеродному налогу ЕС (далее – CBAM), которому теперь предстоит прохождение через законодательные процедуры Евросоюза. Механизм CBAM повлияет на попавшие в список отрасли российской промышленности негативно. Он повлечёт за собой дополнительные затраты компаний-экспортёров, а также снижение их конкурентоспособности на европейском рынке (что, в свою очередь, может привести к снижению экспортных поставок).

Представленная редакция носит довольно компромиссный характер. Во-первых, согласно законопроекту CBAM будет распространён на довольно узкий набор товаров (чёрные металлы и продукция из них, алюминий и продукция из него, азотные удобрения и азотные соединения, цемент, электроэнергия). Распространение CBAM на остальные углеродоёмкие виды продукции рассматривается в пояснительной записке как желательное решение, но преждевременное на первом этапе реализации CBAM. Это означает, что в ближайшей перспективе CBAM не будет распространён на нефтепродукты – основную статью российского экспорта в ЕС среди продукции несырьевого экспорта. Во-вторых, в расчёт углеродного следа не будут приниматься выбросы, связанные с производством электроэнергии и тепла для нужд рассматриваемой продукции (scope 2). В-третьих, 2023–2025 гг. обозначены как переходный период. Платёжные обязательства возникнут только с 2026 г.

Предварительно углеродный налог ЕС обойдется российским экспортерам в несколько миллиардов долларов в год. Точную оценку провести затруднительно в силу массы неопределённых факторов, главным из которых является неопределённость перспективной платёжной ставки. Законопроектом предполагается, что платёжная ставка по CBAM будет привязана к цене в рамках Европейской системы торговли квотами (EU ETS), где цена довольно волатильна. Например, если в 2019 г. она в среднем составляла менее 30 евро/т CO2, то сейчас она составляет более 50 евро/т CO2.

Если рассматривать влияние налога на конкретные отрасли, то, по оценкам ИПЕМ, для электроэнергии, азотных соединений и цемента платежи по CBAM могут достигать десятков процентов от стоимости поставок. Однако для электроэнергии этого относительно легко избежать за счёт направления на экспорт поставок с безуглеродных станций (АЭС, ГЭС, ВИЭ-генерация).

CBAM затронет экспортные поставки объёмом порядка 10 млрд долл. Однако снижение экспорта будет гораздо ниже, поскольку наиболее уязвимые статьи экспорта (азотные соединения и цемент) занимают относительно невысокую долю в структуре российского экспорта в ЕС. А у поставщиков других видов продукции, затронутой CBAM, возможности адаптации выше.

Учитывая, что документ носит вполне компромиссный характер, есть надежда, что компании успеют подготовиться к 2026 году к необходимым изменениям. В первом приближении механизм расчета углеродного налога вполне понятен. Остаются вопросы к деталям. Например, перечень сырья и полуфабрикатов, выбросы от производства которых будут учитываться в углеродном следе продукции (scope 3), как указано, будет определён отдельным нормативным правовым актом.

Если же говорить о налоге на загрязняющее авиационное топливо, то платежи за выбросы от авиаперелётов между ЕС и третьими странами в рамках Европейской системы торговли квотами приостановлены вплоть до 2024 года. А к тому времени будет ясна конкретика по функционированию CORSIA (международной системы углеродного регулирования в гражданской авиации)».  

Полный текст публикации «ЕС определил товары для взимания трансграничного углеродного налога» читайте в газете «Ведомости» по ссылке.

Газета «Ведомости»,

15 июля, 2021

 

Подписывайтесь и следите за новостями ИПЕМ в Телеграм-канале!

Также по теме: