Публикации - Железнодорожный транспорт

Прогнозы ИПЕМ по дефициту полувагонов подтвердились

Как сообщает портал «Вгудок», в начале июня Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ) опубликовал любопытный прогноз: эксперты заявили, что рынку вагонов грозит дефицит. На конференции «Рынок щебня России 2021» в ходе выступления с докладом по теме «Состояние и перспективы перевозок щебня железнодорожным транспортом» заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук сообщил, что нехватка вагонов может возникнуть уже в конце июня. Такую стремительную смену картинки институт связал с увеличением перевозки угля и щебня. Ими сегодня заняты более 50 процентов полувагонов, используемых для насыпных грузов. При этом объём дополнительного спроса на полувагоны оценивается более чем в 50 тысяч единиц.

«На сегодняшний день объем парка инновационных полувагонов оценивается в более чем 15,8% от общего парка грузовых вагонов, что составляет примерно 190 тыс. единиц. Резкий рост спроса на полувагоны обусловлен увеличением перевозок угля и щебня. Так, прирост перевозок угля в объеме 17,8% в мае 2021 года по отношению к маю 2020 года вызвал увеличение потребности в полувагонах на 50 тыс. единиц. Уже в июне ожидается дефицит полувагонов не только в локальных местах погрузки, но и в общесетевом масштабе. Отрасль производства щебня столкнется с проблемой вывоза грузов. В свою очередь дефицит парка способен создать проблемы с обеспечением щебнем национальных проектов развития автомобильных дорог», - сообщил г-н Савчук.

В условиях двухлетнего профицита, когда от движения было отставлено почти 25 тысяч грузовых поездов (данные за IV квартал 2020), предупреждение участникам рынка, видимо, не показалось убедительным. Не впечатлило оно, в том числе, и производителей подвижного состава, которых опросил vgudok.com.

«Мы пока не ожидаем скачка спроса на вагоны, так как этому должен предшествовать существенный рост ставок, за счет которого операторам станет выгодно и даже необходимо вкладываться в расширение парка. Плюс - после длительного профицита на сети скопилось много отставленных вагонов. Операторам ничто не мешает сначала задействовать простаивающие вагоны», - заявили в одной из компаний по производству грузовых вагонов.

Этот разговор состоялся в середине июня. Спустя месяц ситуация изменилась кардинально. За первый летний месяц операторские ставки на полувагоны преодолели психологический барьер в 1000 рублей за сутки. Повышение цен на полувагоны и специализированный парк грузоотправители ощутили еще в апреле. На тот момент на отдельные виды вагонов уже возник дефицит. По данным индекса "Удовлетворенность наличием вагонов нужного типа в необходимом количестве" от «РЖД-Партнера», эта самая удовлетворенность наличием парка к концу I квартала 2021 года снизилась на 30%. Не хватало полувагонов, крытых и хопперов.

«Где-то 20-30% от нашего объема отгрузки (нестабильный объем) вынуждены усиленно искать подвижной состав», - сообщали грузовладельцы.

Рост цен сохранился в мае и ускорился в июне. Как и предрекал ИПЕМ, самый заметный рост цен - в сегменте полувагонов. За 5 месяцев 2021 года стоимость перевозки выросла на 35%. Это по данным самих операторов. Грузоотправители называют другие цифры - 40-50%. Максимума за последние 9 месяцев их аренда достигла в мае - 795 руб. в сутки. И продолжила «восхождение»: в июне ставка по полувагонам скакнула до 1200 руб. Операторы говорят, динамика сохранится до осени. Давать более долгосрочные прогнозы, впрочем, они пока не берутся.  

Полный текст публикации «Вагонов на сети РЖД нет, но вы держитесь» читайте на портале «Vgudok» по ссылке.

Портал «Vgudok»,

20 июля, 2021

Подписывайтесь и следите за новостями ИПЕМ в Телеграм-канале!

Также по теме: