Публикации - Железнодорожный транспорт

Рынок отбалансировал колесо

Как пишет сегодня «Эксперт», объем предложения цельнокатаных колес для железнодорожных вагонов может увеличиться вдвое и будет значительно превышать спрос. Дефицитный еще два года назад рынок обретает новых производителей. Выиграют потребители: они получат низкие цены. Готовы к этому и производители. Открытым остается вопрос, заработают ли на рынке идеальной конкуренции инвесторы и выиграет ли от этого государство.

Пик ажиотажного спроса на железнодорожные колеса пришелся на 2019 год. Сегодня ажиотажа уже не наблюдается, рынок профицитный, цены снизились. Имеющихся сегодня мощностей и возможностей импорта достаточно для удовлетворения спроса. Более того, в России анонсировано строительство сразу нескольких новых предприятий по производству железнодорожных колес. Действия инвесторов логичны: их привлекают высокий спрос на продукцию, налоговые льготы и дешевые кредиты.

В итоге рынок, находившийся в ситуации ажиотажного спроса, за несколько лет стал идеальным для покупателя.

В 2019 году рынок цельнокатаных колес переживал настоящий бум. Тогда ажиотажный спрос превышал возможности и производств в ЕАЭС, и зарубежных поставок. Дисбаланс появился в 2017 году, а через год перерос в острую нехватку, объем которой, по разным оценкам, составлял около 300 тыс. колес в год.
 
Причиной этой аномальной ситуации стало списание в 2014‒2017 годах более 335 тыс. грузовых вагонов. Они выработали свой первоначальный ресурс, и правительство решило не продлевать срок их службы. Списанные вагоны отправляли в лом, а бывшие в употреблении колеса использовали для ремонта подвижного состава. Тогда на рынок попало более 2,5 млн бывших в употреблении колес. Это на 1 млн больше, чем составило, например, их потребление в 2020 году. Решение о массовом списании вагонов поддержало вагоностроителей, которые получили очередные заказы. Операторы вагонного парка тоже остались в выигрыше: они смогли сэкономить на ремонте, устанавливая более дешевые б/у колеса вместо новых. А вот производители колес пережили спад спроса.
 
По данным Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в России в 2021 году будут поставлены очередные исторические рекорды в производстве новых вагонов, затем последует почти двукратный спад. «По итогам восьми месяцев 2021 года объем производства грузовых вагонов составил 39,9 тысячи единиц, что на 9,4 процента выше уровня 2020 года. В целом в 2021 году объем выпуска грузовых вагонов может превысить уровень 2020 года на пять-семь процентов и составить 59-61 тысячу единиц», - рассказал «Эксперту» заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук. Основными драйверами роста производства являются фитинговые платформы для контейнерных перевозок и полувагоны. В этом году прогнозируется исторический рекорд по выпуску фитинговых платформ в России, около 20 тыс. единиц, это на 70% больше, чем в 2020 году, и на 24% больше выпуска 2019 года.
 
По данным ИПЕМ, в том же рекордном 2019 году в России было выпущено около 80 тыс. грузовых вагонов, которым требовалось 640 тыс. колес. А уже в 2020 году почти на треть меньше. А выпуск полувагонов, самого массового типа подвижного состава, сократился почти вдвое. По оценкам ИПЕМ и других экспертов, в перспективе до 2027 года рынок новых грузовых вагонов будет сокращаться. Для его насыщения вагоностроителям будет достаточно выпускать вдвое меньше вагонов, чем в рекордном 2019 году.

Значительные темпы обновления и пополнения парка фитинговых платформ приведут к профициту парка в 2022-2023 годах. Переизбыток платформ неминуемо приведет к снижению ставок операторов и, как следствие, к сокращению заказов у вагоностроителей, говорят в ИПЕМ. В среднесрочной перспективе, к концу весны-лета 2022 года, может возникнуть профицит и парка полувагонов, связанный со стабилизацией спроса на российский уголь на внешнем рынке.
 
Начиная с 2022 года эксперты ИПЕМ прогнозируют снижение ставок операторов, а следовательно, снижение спроса и цен по всей цепочке, вплоть до комплектующих для производства и ремонта вагонов.
 
Полный текст публикации «Рынок отбалансировал колесо» читайте на сайте «Эксперта».

 

«Эксперт»,

4 октября, 2021

 

Подписывайтесь и следите за новостями ИПЕМ в Телеграм-канале!

 

Также по теме: