Публикации - ТЭК

Юрий Саакян: Газовая пауза - угольная пауза

Институт проблем естественных монополий в рамках совместного совещания Высшего горного совета России и Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК ТПП РФ выступил с инициативой рассмотреть проблему газозамещения в электроэнергетике России.

По мнению ИПЕМ, перед российским энергетическим сектором остро стоит вопрос выхода из затянувшейся "газовой паузы". В энергетическом балансе России доля газа превышает 50%, больше чем где бы то ни было в мире.

Ключевым потребителем газа в стране является электроэнергетика, в топливном балансе которой доля газа составляет около 70%. Между тем, российский газ становится все более востребованным товаром на международных сырьевых рынках, и России все труднее удовлетворять растущие потребности внутреннего и внешних рынков в голубом топливе. Другими словами, в стране уже есть предпосылки для возможного возникновения ощутимого дефицита газа в обозримом будущем.

В связи с этим замещение газа в электроэнергетике другими энергоносителями, такими как атом и, конечно же, уголь, могли бы подстраховать возможное возникновение газового кризиса. Однако для замены "газовой паузы" на "угольную" нужна политическая воля, поскольку само РАО "ЕЭС России" к этому не готово.

По оценкам ИПЕМ, дефицит энергомощностей к 2010 году только в европейской части России может достигнуть 9 ГВт. Компенсировать дефицит энергомощностей РАО "ЕЭС России" планирует за счет строительства газовых ТЭС суммарной установленной мощностью 11 ГВт. Тем самым к 2010 году внутреннее потребление газа увеличится на 25 млрд м3.

Однако необходимо учитывать, что сегодня "Газпром" заключил до 2020 года контракты, по которым обязуется поставить на экспорт 2,2 трлн м3 газа на сумму, превышающую $250 млрд. К 2008 году "Газпром" должен поставлять в Европу около 180 млрд м3 газа ежегодно. Кроме того, достигнуты соглашения о поставках газа в Китай с 2010 года в ежегодном объеме 70-80 млрд м3, ведутся переговоры о поставках с Республикой Корея, Японией и США.

При этом объемы поисково-разведочных работ на газ за последнее десятилетие сократились более чем в четыре раза, а объем ввода в эксплуатацию новых скважин в пять раз. В результате остро стоит проблема "проедания" запасов, что угрожает либо невыполнением растущих экспортных программ, либо серьезными ограничениями внутреннего потребления газа.

Расчеты экспертов института показывают, что собственная добыча газа в России уже сейчас не обеспечивает всех потребностей внутреннего и внешних рынков в российском газе. Не случайно "Газпром" всеми силами стремится укрепить свои позиции в странах Центрально-азиатского региона (Туркмения, Узбекистан и Казахстан), газ которых в постоянно растущих объемах поставляется по экспортным контрактам в страны ближнего зарубежья, а также для удовлетворения части внутреннего спроса.

В среднесрочной перспективе разница между собственной добычей, экспортом и внутренним потреблением газа еще будет покрываться за счет импорта среднеазиатского газа. Однако уже в 2010 году объем дефицита газа может достичь 120 млрд м3, а к 2020 году, при сохранении существующих тенденций роста спроса на российских газ, как внутри страны, так и за рубежом, дефицит может составить 343 млрд м3.

Энергетический дисбаланс

По мнению ИПЕМ, причина такой ситуации состоит в нарастающем несоответствии возможностей российской газодобычи и быстрорастущего спроса на "голубое топливо" как в мире, так и в самой России. Однако если государство получает высокие доходы от растущего экспорта газа, то внутри России низкие отпускные цены на "голубое топливо" стимулируют его расточительное потребление, главным образом, в электроэнергетике и теплоснабжении, на совокупную долю которых приходится более половины газопотребления в стране.

В 2004 году потребление газа в стране (439 млрд м3) практически вышло на показатели, заложенные на 2020 год в оптимистическом варианте Энергетической стратегии России (464 млрд м3). При сохранении существующих ежегодных темпов роста внутреннего потребления газа к 2020 году оно может вырасти до 630 млрд м3.

Таким образом, очевидно, что без существенной оптимизации потребления газа в стране не обойтись. Возможным и эффективным путем решения проблемы может стать замещение газа в электроэнергетике. Сокращение доли газа в текущем топливном балансе российской электроэнергетики возможно через ускоренное развитие атомной и угольной генерации, в том числе и в европейской части России.

При этом необходимо учитывать, что эти два вида генерации выполняют в энергосистеме различные функции. Атомная генерация обеспечивает базовую мощность, а угольная может покрывать пиковые нагрузки аналогично мощностям, работающим на природном газе.

Другими словами, эффективное газозамещение в электроэнергетике возможно только через комплексное развитие как угольной, так и атомной генерации. По оценкам ИПЕМ, в стране реально к 2020 году построить 13 атомных энергоблоков, которые обеспечат экономию газа в электроэнергетике на уровне 30 млрд м3. Однако, учитывая длительные сроки строительства атомных станций, очевидно, что они смогут существенно снизить газовую "зависимость" российской электроэнергетики лишь в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Оперативным же решением проблемы может стать угольный энергетический "ренессанс".

Уголь как решение проблемы

России, обладающей одними из крупнейших запасов угля в мире и развитой угольной промышленностью, сама жизнь подсказывает ответ: альтернативой газу должен стать уголь. Обратный перевод ТЭС на уголь позволит к 2010 году высвободить из внутреннего потребления свыше 27 млрд м3 газа, которые могут быть направлены на экспорт, что принесет миллиарды дополнительной выручки в бюджет государства.

Однако на пути к замещению газа на уголь есть препятствия. Во-первых, незаинтересованность энергетиков в переходе с газа на уголь. Сегодня в РАО "ЕЭС России" на стадии реализации нет ни одного проекта строительства угольной станции. Почти нет планов разработки проектов современных угольных станций. По мнению ИПЕМ, это во многом результат действующего соотношения цен газ/уголь, которое на текущий момент при пересчете на тонну условного топлива составляет один к одному, что не создает достаточного конкурентного перевеса для угля. Для роста привлекательности угля в межтопливной конкуренции соотношение стоимости газ/уголь необходимо довести до указанных в "ЭС `2020" показателей - 1,6-2,1.

Существует и проблема доставки угля из регионов добычи к потребителям в европейскую часть РФ. Железнодорожники не готовы к увеличению перевозок угля в этих направлениях. Сказывается нехватка и изношенность подвижного состава, а также недостаточная пропускная способность ж/д-инфраструктуры.

Необходимо введение нулевой ставки НДПИ для угольных предприятий (сегодня это 4% от реализации угля). Это стимулирует модернизацию основных фондов, износ которых составляет 70-80%.

При сохранении существующих тенденций (падение рентабельности экспорта, отсутствие пропорциональной индексации цен на уголь на внутреннем рынке и, следовательно, сокращение инвестиционного потенциала отрасли) угольные компании не будут готовы к тому времени поставить на рынок соответствующие объемы угля. Уже сейчас необходимо переориентировать топливно-энергетический баланс в сторону угля, чтобы избежать кризиса на внутреннем рынке.

Обращение в Правительство

По мнению ИПЕМ, горнопромышленникам России, ТПП РФ, представителям атомной и угольной промышленности России, равно как и иным компаниям и ассоциациям ТЭК, следует подготовить обращение к правительству РФ.

Отраслевое сообщество страны должно сделать все возможное, чтобы предотвратить энергорасточительство. Газ пригодится будущим поколениям и станет основой второго "золотого" запаса страны. Неразумно сжигать газ в "горниле промышленности и энергетики": выгоднее продавать его на экспорт за $250, чем сжигать внутри страны по $40.

Для этого необходимо развивать атомную и угольную генерацию, что будет способствовать высвобождению необходимых для экспорта объемов газа. В этой связи представляется целесообразным, в частности, пересмотреть роль угля в топливном балансе на ближайшие годы в сторону его увеличения, а также внести соответствующие коррективы в Энергетическую стратегию с учетом экспортной политики "Газпрома", возможностей угольщиков и атомщиков, а также потребностей РАО "ЕЭС России".

Юрий Саакян, генеральный директор ИПЕМ

Журнал "Нефтегазовая вертикаль"

Сентябрь 2006 года