Публикации - Железнодорожный транспорт

Тигран Саакян: Многоходовая эффективность

В настоящее время российское транспортное машиностроение находится в переходной фазе своего развития: существенный спад середины 90-х годов уже преодолен и объем производства на предприятиях приближается к показателям, характерным для советского периода. Однако технологический уровень продукции российского транспортного машиностроения существенно отстает от зарубеж­ных аналогов. В некоторых видах продукции российские предприятия отстают по технологиям на несколько поколений, а такой вид продукции как высокоскоростной подвижной состав в России не производится вовсе.

Само по себе высокоскоростное железнодорожное сообщение в последние десятилетия захватило достаточно большую долю рынка перевозок на средние расстояния (от 300 км до 1000 км), оказав серьезную конкуренцию как авиа, так и автотранспорту. В последние годы достаточно часто возникает идея строительства такой магистрали и в России — между Москвой и Санкт-Петербургом. При этом в качестве компании-производителя и поставщика подвижного состава обычно упоминаются крупнейшие зарубежные компании отрасли — Siemens, Bombardier и Alstom. Достаточно существенным в этой связи является тот факт, что хотя эти три компании входят в число лидеров среди производителей высокоскоростного железнодорожного состава, производимая ими продукция почти не использовалась в столь суровых климатических условиях, которые свойственны для России. В настоящий момент самой северной страной, в которых присутствует железнодорожное сообщение на скоростях 200 км/ч, является Швеция (если не считать поезд, идущий от Осло в аэропорт). При этом возможность использования в Швеции высокоскоростных поездов (>250км/ч) в настоящий момент обсуждается и, по заявлениям официальных лиц, не будет реализована раньше 2015 года. Таким образом, на текущий момент не существует высокоскоростного подвижного состава, который был бы испытан в условиях, схожих с российскими. При этом также представляется достаточно логичным тот факт, что для использования зарубежного подвижного состава при осуществлении высокоскоростных пассажирских перевозок в России его необходимо будет адаптировать к российским условиям. Стоит отметить, что в России не существует в настоящий момент полигона для проведения испытаний высокоскоро­стной техники нет. Испытательный центр в г. Щербинка, в котором испытывается весь современный подвижной состав, не рассчитан на высокие скорости (более 200 км/ч). Также очень важной частью испытаний высокоскоростного подвижного состава является проверка безопасности проезда поездов рядом друг с другом в противоположных направлениях. Любой поезд при движении образовывает головную воздушную волну, и проверка воздействия этой головной волны на встречный поезд (испытания на прочность вагонных окон и на устойчивость от опрокидывания) является очень важной частью испытаний поезда. Для проведения таких тестовых мероприятий необходим специальный испытательный полигон для высокоскоростного транспорта. За рубежом для проведения испытаний высокоскоростного подвижного состава сначала строился небольшой отрезок будущей магистрали, который был предназначен для испытаний подвижного состава. Подобная конструкция позволяет решить сразу две проблемы: построить часть магистрали и заниматься доработкой подвижного состава еще в процессе реализации высокоскоростного движения.

Реализация этого проекта совместно с иностранными производителями позволит, помимо повышения имиджа нашей страны на международной арене, получить доступ к зарубежным технологиям в сфере высокоскоростного движения, для чего представляется целесообразным привлечение отечественных профильных научных организаций и производителей подвижного состава. Такая конструкция в полной мере удовлетворит интересы России в случае, если она будет основана на концепции создания совместного предприятия с зарубежным партнером на условиях обязательной передачи технологии производства продукции. В таком случае ощутимую выгоду получат все стороны процесса. — Пользователи услуг железнодорожного транспорта получат возможность перемещаться между двумя столицами со скоростью 250 км/ч. — Российское транспортное машиностроение приобретет технологии производства высокотехнологичной продукции, что приведет к повышению ее конкурентоспособности на международном рынке, и будет способствовать увеличению экспортного потенциала отрасли. — ОАО «РЖД» получит возможность закупать качественную технику у российских производителей подвижного состава по ценам ниже зарубежных аналогов. — Отрасли промышленности страны, смежные с транспортным машиностроением, получат новый импульс в своем развитии, связанный с расширением номенклатуры производимых материалов и комплектующих и повышением требованиями к их качеству.

Таким образом, проект реализации высокоскоростного движения в России необходимо рассматривать не только как узкоспециализированный проект в отрасли железнодорожного транспорта, — его ре­ализация может «потянуть» за собой многие перерабатывающие отрасли промышленности, что положительно скажется на производстве промышленной продукции высоких переделов.

Тигран Саакян,

эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ

Газета "Промышленный Еженедельник"

25 сентября 2006 года