Публикации - Железнодорожный транспорт

Владимир Савчук: Тариф, политика и бизнес

Существующая тарифная политика железнодорожного транспорта, а также обсуждаемые планы по ее трансформации недостаточно учитывают интересы частных компаний и частных инвесторов, которые необходимы для реализации инвестиционной программы в отрасли.

Одобренная правительством «Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года» предполагает развертывание масштабного процесса привлечения частных инвестиций в магистральный железнодорожный транспорт. При этом предполагается на 1 рубль инвестиций из Инвестфонда привлечь 22 копейки из региональных бюджетов, 2 рубля от РЖД и 60 копеек от частных инвесторов.

Общая планируемая сумма частных инвестиций в магистральный железнодорожный транспорт должна составить более 1,6 трлн. руб. Однако противоречия между положениями федерального законодательства и практикой тарифообразования, а также связанная с этим «рыхлость» тарифного регулирования не позволяют бизнесу четко просчитать свою выгоду.

Современное развитие частного предпринимательства на железнодорожном транспорте диктует необходимость четкого выделения естественно-монопольных сфер из деятельности по перевозке грузов и пассажиров. Они должны быть определены в федеральном законе, и их тарифное регулирование должно быть особо тщательным. В настоящее время в законе «О естественных монополиях» в качестве естественно-монопольного вида деятельности определены целиком железнодорожные перевозки грузов и пассажиров.

Одной из проблемных сфер, сдерживающих приход частных инвестиций в железнодорожный транспорт, может стать вопрос подсоединения и его тарифицирование для новых пользователей или увеличение объемов грузооборота на существующих производствах. Ведь в «Стратегии» запланирован рост грузооборота в 1,7 раза.

В этой связи необходимо, чтобы частный предприниматель, в случае его заинтересованности, смог заранее ознакомиться с правилами такого подключения, где были бы указаны алгоритм действий, организации, уполномоченные рассматривать заявки и принимать решения по ним, сроки рассмотрения заявок и стоимость.

Знание методики расчета смогло бы дать частному предпринимателю первоначальные представления об уровне предполагаемых расходов.

Владимир Савчук,

руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ

Газета "Гудок"

30 ноября 2007 года