Публикации - Железнодорожный транспорт

Юрий Саакян: Дружеский дисконт

Стоит ли жертвовать сегодняшней прибылью ради будущих выгод кооперации

7 декабря совет директоров ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) одобрил решение о приобретении блокирующего пакета ЗАО «Трансмашхолдинг» (ТМХ). Интересно, что компания Ernst & Young оценила ТМХ в 46,6 млрд. рублей, то есть 25-процентный пакет компании, по идее, должен был стоить 11,65 млрд. рублей. Однако РЖД он обошелся в 9,3 млрд. рублей. За какие же заслуги железнодорожники получили такой дисконт? Дело в том, что данное событие нельзя расценивать как обычную сделку между двумя субъектами рынка, в рамках которой одна компания покупает 25% акций другой. Это серьезный шаг к стратегическому партнерству крупнейшего российского производителя и крупнейшего российского потребителя продукции транспортного машиностроения. И это объединение в перспективе выгодно и тому, и другому.

Для РЖД целесообразность приобретения части акций ТМХ очевидна: госхолдинг старается гарантировать поставки подвижного состава для собственных нужд, ведь раньше никто не смог бы помешать владельцам ТМХ перепрофилировать завод по производству локомотивов, например, в кондитерскую фабрику. Теперь РЖД сможет не только влиять на стратегию развития одного из своих поставщиков, согласовывая ее со своими планами, но и принимать участие в процессе управления активами, определять наиболее выгодные для себя условия сотрудничества с иностранными компаниями, инвестировать средства в разработку нового подвижного состава и т.д.

Однако и «Трансмашхолдинг» получает очевидную выгоду. Имея инвестиционную, техническую и лоббистскую поддержку РЖД, машиностроители смогут поставлять на экспорт не просто отдельные виды продукции, а полноценные технологические решения, включая подвижной состав и всю сопутствующую инфраструктуру. А значит, позиции компании существенно укрепятся не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.

В настоящее время ТМХ уже связывают с РЖД трехлетние контракты на поставку пассажирских электровозов постоянного тока ЭП2К и односекционных грузовых электровозов переменного тока Э5К, а также несколько предварительных контрактов на разработку, производство и поставку до 2015 года свыше 800 новых магистральных электровозов. По итогам новой сделки машиностроители получат возможность составлять долгосрочные производственные планы. Большая часть привлеченных в рамках сделки с РЖД средств пойдет на программы технического перевооружения предприятий «Трансмашхолдинга» и разработку нового подвижного состава. Кроме того, машиностроители смогут рассчитывать на включение в инвестиционные программы ОАО РЖД, а также на кооперацию с предприятиями, входящими в состав госхолдинга, например, с многочисленными ремонтными заводами.

А поскольку упомянутая сделка не является классической куплей–продажей, никто и не стремился максимизировать цену пакета. Тем более что вхождение ОАО РЖД в состав акционеров, стабильный рынок сбыта, постоянный приток инвестиций, ожидаемое в связи с этим повышение кредитного инвестиционного рейтинга компании со временем значительно увеличат капитализацию «Трансмашхолдинга». Об этом говорит и конъюнктура рынка подвижного состава: по нашим оценкам, к 2010 году его емкость достигнет $5,3 млрд., а к 2015-му — $6,8 млрд.

Юрий Саакян, генеральный директор ИПЕМ

Журнал "BusinessWeek"

10 декабря 2007 года