Публикации - Межотраслевые исследования

Юрий Саакян: Заморозка тарифов — не панацея

В условиях финансового кризиса все чаще звучат предложения заморозить тарифы естественных монополий. Однако генеральный директор Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрий Саакян считает, что в настоящий момент политика государства в области тарифообразования должна быть максимально сбалансированной.

Понятно, что такая мера как замораживание тарифов не будет популярна у самих монополистов и против нее выступят такие компании как «Газпром», «РЖД», генерирующие компании. Каковы шансы, что государство откажется от запланированного роста тарифов?

Вряд ли это произойдет. Возможно, было бы целесообразно пересмотреть темпы роста цен на природный газ (достижение мирового уровня к 2011 г.), т.к. основной причиной этого роста является, в первую очередь, задача по сокращению внутреннего потребления газа, а не проблемы с рентабельностью «Газпрома». При условии снижении темпов роста цен на газ можно было бы и пересмотреть темпы роста цен на электроэнергию.

В последний день работы Правительства Виктора Зубкова в мае 2008 года было принято решение о значительном увеличении прогнозных уровней роста тарифов естественных монополий.

Так, рост конечных цен на электроэнергию прогнозируется на уровне - 26% в 2009 г., 22% в 2010 г., 18% в 2011 г. Тогда как еще год назад аналогичные показатели прогнозировались на уровне 15,5% в 2009 г. и 14% в 2010 г. Т.е. за три года цены на электроэнергию вырастут в 1,8 - 2 раза.

Средний регулируемый тариф на "голубое топливо" для всех потребителей вырастет в 2009 году на 20,3%, в 2010-м - на 28%, в 2011-м - на 40%. При этом регулируемые тарифы для населения будут расти в 2008-2009-м на 25%, в 2010 году - на 30%, в 2011 году - на 40%.

Согласно принятому в мае 2008 г. Правительством РФ решению в период 2009-2011 гг. вводится инвестиционная составляющая в железнодорожный тариф, предназначенная для финансирования строительства новых железнодорожных линий на транспорте общего пользования. Согласно решению в 2009 году инвестсоставляющая принимается равной 1,5 %, 2010 г. - до 4%, в 2011 г. - 4 % от общего тарифа. При этом дополнительная индексация тарифов должна сгенерировать дополнительные доходы ОАО «РЖД» в размере 120 млрд руб.

Выдержит ли экономика РФ очередное, хоть и прогнозируемое увеличение тарифов естественных монополий?

Экономика выдержит и не такой рост, просто вопрос в цене этих сверхусилий для нее. А цена - замедление экономического роста, затруднение доступа всех экономических агентов и хозсубъектов к инфраструктуре, снижение потребления услуг тех же самых естественных монополий.

Пора отбросить миф о том, что в России очень низкие цены на электроэнергию. По данным МЭР России, средний уровень цен на электроэнергию для промышленности в России на текущий момент составляет 6,4 центов за 1 кВт-ч. Таким образом уже сегодня уровень цен на электроэнергию для промышленных потребителей соответствует уровню цен в других странах с развитыми энергетическими системами, но со значительным дефицитом собственных первичных источников энергии, например США и Китая. А через 3 года с ростом в 1,8 - 2 раза они могут стать выше даже среднеамериканских в 1,5 раза и приблизиться к уровню цен в Европе.

Если все-таки будет принято решение о замораживании тарифов, то станет ли это одним из инструментов поддержки реального сектора экономики? Как это отразится на естественных монополиях?

Я все же считаю, что государство должно придерживаться утвержденных показателей роста тарифов: и монополии, и их потребители уже заложили в свои бюджеты этот рост. Заморозка тарифов нанесет монополиям больше ущерба, чем принесет пользы потребителям.

В случае если такое решение все же будет принято, то компании монополисты урежут инвестпрограммы со всеми вытекающими. Но сейчас не середина 1990-х, когда можно было заморозить тарифы естественных монополий и дотировать всю страну, т.к. тогда в результате экономического спада у естественных монополий был достаточный запас надежности. Сегодня естественные монополии почти полностью исчерпали весь задел, оставшийся в наследство от Советского Союза, и поэтому замораживание их инвестпрограмм может быть опасным для экономического развития.

Можно ли оценить, сколько средств удастся оставить в экономике, если рост тарифов естественных монополий будет остановлен?

Рост тарифов в 2009 г. потребует дополнительно 780 млрд рублей, однако надо помнить, что значительная часть этих средств пойдет на инвестиции, а значит, вернется в экономику. Как раз наоборот, естественные монополии могут оказать положительное влияние на российскую экономику в условиях мирового финансового кризиса - увеличение их инвестиционных программ и соответствующего спроса на продукцию отечественной промышленности будет стимулировать промышленное производство внутри страны.

Как кризис отразится на работе естественных монополий?

Для естественных монополий этот кризис все же менее болезненный, чем для остальных отраслей: от их услуг трудно резко отказаться или найти адекватную замену. Более того, по электроэнергии и газу у нас ожидается даже рост спроса. По железным дорогам тоже особого падения объемов перевозок не проглядывается. Возможно, что в условиях ухудшения конъюнктуры на мировых товарных рынках произойдет уменьшение объемов перевозок, но это будет не критично для ОАО «РЖД».

В американские ипотечные облигации и прочие «нехорошие активы» не вкладывались ни «Газпром», ни «РЖД», так что прямых потерь от кризиса у них не будет. Несомненно, возникнут сложности с привлечением заемных средств для текущих проектов. Вернее, с привлечением дешевых заемных средств, поэтому монополиям придется, видимо, какие-то свои расходы оптимизировать. Таким образом, можно констатировать, что кризис не причина для дополнительного увеличения тарифов, которое уже было проведено в мае.

В 2008 г. был завершен процесс масштабных реформ РАО «ЕЭС России» , конечным результатом которых должно было стать не только привлечение масштабных инвестиции, но и создание конкуренции и как следствие возможное снижение тарифов. Получилось ли это?

Инвестиции сейчас будут только от профильных инвесторов и из собственных средств. Газпром, E.On - вот у них деньги есть, они и будут что-то строить, а вот остальные в затруднительном положении окажутся. Все хотели рынка - вот он во всей красе: нет инвестиций, нет конкуренции, нет снижения цен.

Какие уроки необходимо извлечь при проведении реформы РЖД?

На примере электроэнергетики уже понятно, что, во-первых, рынок далеко не так всесилен, как считали либералы на заре реформ. В рыночных условиях все равно необходимо государственное регулирование, в особенности, если учитывать текущую ситуацию в железнодорожной отрасли. Действия, направленные на усиление конкуренции, при дефиците вагонов, пропускной способности инфраструктуры и инвестиций в ее развитие вызовут серьезный рост стоимости услуг в нерегулируемом государством секторе.

Во-вторых, интересы частных инвесторов ограничены лишь извлечением прибыли, в то время как интересы государства направлены на развитие транспортной системы.

В-третьих, дробление и продажа активов сейчас, в условиях мирового финансового кризиса, когда придется продавать значительно дешевле, чем планировалось, не самая лучшая идея.

В целом, анализ сложившейся ситуации позволяет говорить о необходимости корректировки курса проводимой реформы. С этой целью целесообразно проанализировать достигнутые результаты реформы железнодорожного транспорта, оценить ее экономическую эффективность и риски. Не лишним будет обратиться к международному опыту проведения подобных реформ.

Актуален ли вопрос реформирования ОАО «Газпром»?

Если речь идет о разделении ОАО «Газпром» на несколько компаний с выделением отдельно транспортной составляющей по примеру ФСК или Транснефти, то такой вопрос в правительстве сейчас не стоит и, вероятнее всего, еще долго не будет подниматься. С другой стороны, структурные преобразования внутри самого Газпрома идут довольно активно еще с 2001г., и они более-менее успешны.

Беседовала Татьяна Вильде

Агентство "Росбалт"

28 октября 2008 года