Публикации - Электроэнергетика

Технологическое присоединение к сетям: реформа продолжается

Как в России, так и во многих других странах до проведения либеральных реформ электроэнергетические компании характеризовались довольно низкой прозрачностью. Операторы электросетевой инфраструктуры вправе были отказать потенциальному потребителю в осуществлении технологического присоединения (далее — ТП) под предлогом отсутствия технической возможности, при этом заявитель не мог проверить достоверность представленных оператором сведений. В связи с данной проблемой возникала потребность в подготовке нормативных актов, которые регламентировали бы порядок проведения ТП.

Актуальность разработки такого документа в России возросла при отделении естественно-монопольного сегмента электроэнергетики от потенциально конкурентных видов деятельности. На электросетевые компании, сохранившие статус естественных монополий, была возложена обязанность по оказанию услуг по передаче электроэнергии и ТП на недискриминационной основе.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее — Правила ТП) были утверждены Постановлением Правительства РФ (далее — ПП РФ) от 27.12.04 № 861.

В первоначальной редакции Правила ТП носили декларативный характер, конкретным содержанием они стали наполняться благодаря изменениям в соответствии с ПП РФ от 21.03.07 № 168. Затем в период с начала 2009 г. по апрель 2015 г. было принято 23 постановления правительства, вносящих поправки в Правила ТП.

Развитие нормативной правовой базы

Срок направления проекта договора и технических условий

Изначально сетевая организация обязана была направить проект договора об осуществлении ТП и подготовить технические условия (далее — ТУ) в течение 30 дней с даты получения заявки, причем ФСК ЕЭС в случае сложного характера ТП имела право увеличить срок до 90 дней.

Согласно ПП РФ от 21.03.07 № 168 сроки были уменьшены до 15 и 40 рабочих дней соответственно, при этом ТУ следовало составить в течение 15 рабочих дней с даты заключения договора, а при недостаточном указании сведений в заявке более чем на 750 кВА — в течение 30 рабочих дней. 

ПП РФ от 24.09.10 № 759 устанавливало 30 дней для подготовки договора и ТУ с возможностью его продления на период согласования технических условий с Системным оператором. Понятие «сложный характер» было раскрыто как ТП энергопринимающих устройств мощностью более 750 кВА и генерирующих объектов мощностью от 5 МВт.

Согласно ПП РФ от 12.08.13 № 691 срок сокращался до 15 дней для заявителей мощности не более 150 кВт и временного ТП. При осуществлении ТП по индивидуальному проекту срок был ограничен 5 днями со дня утверждения размера платы за ТП тарифным регулятором, причем предельный период утверждения этой платы составлял два месяца с момента подачи заявки для распределительных сетей и 10 месяцев -— для магистральных сетей. Прочие заявки должны были рассматриваться не более 30 дней.

Впоследствии для временного ТП был определен предельный срок в 10 дней (ПП РФ от 20.02.14 № 130) — табл. 1.

Срок реализации мероприятий по ТП

Дата начала исчисления срока проведения мероприятий по ТП со дня заключения договора была установлена лишь ПП РФ от 26.08.13 № 737, ранее в явном виде она прописана не была. До внесения этого изменения судебные инстанции обычно ссылались на то, что эта дата определяется по моменту подачи заявки в сетевую организацию. Однако обычно заявители и УФАС не стремились предъявлять дополнительные обвинения сетевым организациям и указывали на нарушение сроков выполнения мероприятий по ТУ по отношению к моменту заключения договора.

ПП РФ от 21.03.07 № 168 ограничило срок осуществления ТП одним годом для заявителей мощности не более 750 кВА и двумя годами — для остальных. Согласно ПП РФ от 04.05.12 № 442 предел в 750 кВА был заменен пределом в 670 кВт.

Впоследствии (ПП РФ от 21.04.09 № 334) для заявителей мощности не более 100 кВт и подключающихся в порядке перераспределения мощности срок был укорочен до 6 месяцев. Однако для получения такой возможности заявители должны подключаться на напряжении не более 20 кВ, а расстояние от существующих электрических сетей необходимого напряжения до границ участка заявителя должно было составли», а также выполняются приведенные выше условия по напряжению и расстоянию (табл. 2).

ПП РФ от 21.04.09 № 334 также определяло предел в 15 рабочих дней для осуществления временного ТП заявителя мощности до 150 кВт при соблюдении вышеуказанного условия по расстоянию. В том же году был утвержден и порядок проведения временного ТП (ПП РФ от 26.08.13 № 737). 

ПП РФ от 26.08.13 № 737 огранивало срок 4 месяцами для заявителей мощности до 670 кВт, если не требуется строительство или расширение электросетевых и генерирующих объектов вне участка «последней мили», а также выполняются приведенные выше условия по напряжению и расстоянию (табл. 2).

Техническая возможность ТП

Согласно ПП РФ от 21.04.09 № 334 сетевые организации потеряли право отказывать в ТП на основании отсутствия технической возможности заявителям мощности до 100 кВт (затем до 150 кВт), а также заявителям, присоединяющимся в порядке перераспределения мощности.

Техническая возможность предполагает наличие следующих условий:

Если хотя бы одно из трех условий нарушается в отношении иных заявителей, причем в инвестпрограммах сетевых компаний не предусмотрены мероприятия по соблюдению данного ограничения, сетевая организация обязана подключить обратившегося заявителя по индивидуальному проекту. Это подразумевает, что размер платы за ТП устанавливает тарифный регулятор в индивидуальном порядке без применения стандартизированных ставок.

Число стадий процедуры ТП

Правила ТП закрепляют семь формальных стадий процедуры ТП:

  1. Подача заявки.
  2. Заключение договора.
  3. Осуществление сторонами предусмотренных договором мероприятий.
  4. Получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации.
  5. Присоединение объектов заявителя к электрическим сетям без подачи напряжения на объекты заявителя.
  6. Фактическая подача напряжения.
  7. Составление актов о проведении ТП, разграничении границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, согласования технологической и аварийной брони (последнее — только для «неотключаемых» заявителей).

При этом формальный перечень стадий отличается от фактических этапов и действий, выполняемых заявителем: с одной стороны, заявитель также должен контактировать с энергосбытовой организацией, а с другой — некоторые этапы могут быть реализованы без участия заявителя или одновременно с предыдущими.

Стадия получения разрешения энергонадзорной организации на допуск объектов к эксплуатации была отменена для ряда заявителей: согласно ПП РФ от 21.04.09 № 334 — для заявителей мощности не более 100 кВт, затем этот предел был увеличен до 150 кВт (ПП РФ от 05.10.12 № 1015). ПП РФ от 20.12.12 № 1354 исключало эту стадию для желающих подключиться по временной схеме, а также для заявителей мощности не более 670 кВт при подсоединении по напряжению до 10 кВ включительно.

В составе мероприятий по ТП изначально (согласно ПП РФ от 27.03.07 № 168) упоминалась подготовка заявителем проектной документации, «за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством РФ… разработка проектной документации не является обязательной».

Данное условие вызывало правовую коллизию. С одной стороны, опоры ЛЭП представляют собой недвижимое имущество, т.к. сами ЛЭП считаются объектами капитального строительства, для которых необходима проектная документация. Заявители, протестуя против возложения на них обязанности по проектировке схемы внутреннего электроснабжения, ссылались на ч. 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (на что, по-видимому, и была ориентирована оговорка Правил ТП). Однако эта ссылка неправомерна, поскольку данная норма касается разработки проектной документации на жилые дома, а не опор ЛЭП. С другой стороны, для возведения ответвления от опоры ЛЭП до энергопринимающих устройств заявителя не нужна проектная документация. Таким образом, вопрос правомерности возложения на заявителя обязанностей по выполнению проектных работ на своем участке не был решен судебными инстанциями в общем виде.

В связи с этим ПП РФ от 20.02.14 № 130 закрепило право заявителя мощности не более 150 кВт представить проектную документацию в инициативном порядке.

Сложности, связанные с необходимостью взаимодействия с энергосбытовой компанией, были отменены ПП РФ от 10.02.14 № 95. Согласно этому документу, по желанию заявителя гарантирующий поставщик обязан заключить с ним договор энергоснабжения до завершения процедуры ТП. Кроме того, осуществление процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию стало возможным без представителя гарантирующего поставщика, только с участием представителя сетевой организации (и наоборот).

Таким образом, формально появилась возможность создания системы «одного окна» без непосредственного контакта заявителя и гарантирующего поставщика, которая была реализована как минимум основными сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях.

С февраля и июня 2014 г. заявители, обращающиеся в ОАО «МОЭСК» и соответственно ОАО «Ленэнерго», вправе одновременно подать заявки на ТП и заключение договора энергоснабжения, при этом договор энергоснабжения выдается заявителю вместе с договором ТП. С марта 2014 г. проверку счетчика перед его вводом в эксплуатацию проводят только сотрудники ОАО «МОЭСК» (одновременно с осмотром энергоустановок заявителя). Взаимодействие между сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками было формализовано в рамках корпоративных регламентов и соглашений.

Структура процедуры ТП представлена на рис. 1 и рис. 2. Заявитель должен нанести от двух до трех визитов в офисы сетевой организации и гарантирующего поставщика, причем последний — после фактической подачи напряжения. С момента подачи заявки сетевая организация выполняет три процедуры, а гарантирующий поставщик — одну, которая может осуществляться параллельно с остальными.

 

Оплата услуги по ТП

ПП РФ от 21.04.09 № 334 разделяло балансовую и эксплуатационную ответственность сетевой организации и клиента по границе участка заявителя. Таким образом, электросетевой компании запрещалось принуждать клиента к оплате работ за пределами участка. Тем не менее фактически это требование нарушалось даже в отношении физических лиц, запрашивающих до 15 кВт мощности. Сетевики пользовались неосведомленностью заявителей и трактовали понятие «точка присоединения» как «граница ответственности», что позволяло им настаивать на проведении заявителем работ за пределами участка. Также сетевые организации обязывали заявителей закупать дополнительное оборудование и выполнять лишние работы на своем участке. Наблюдались случаи навязывания избыточных процедур (подготовка проектной документации), завышения размера платы за ТП и другие нарушения. Хотя сетевые компании привлекались к ответственности управлениями ФАС, впоследствии они могли обжаловать решения антимонопольных органов, причем судебные инстанции не во всех случаях верно толковали положения Правил ТП.

Новые методические указания ФСТ РФ по определению платы за ТП (Приказ от 11.09.12 № 209-э/1) значительно сократили перечень мероприятий по строительству объектов «последней мили», расходы по которым включаются в плату за ТП, — осталось только строительство ЛЭП и подстанций. Из списка были исключены организация автоматизированного учета электроэнергии, телемеханики и связи, установка устройств релейной защиты, противоаварийной автоматики и компенсация емкостных токов. Эти дорогостоящие мероприятия, связаны с обеспечением электроснабжения всех присоединенных потребителей и реализуются гораздо реже, чем ТП, а потому их оплата была заложена в тариф на передачу электроэнергии.

Эти же методические указания позволили заявителям самостоятельно выбирать вид оплаты за ТП: за единицу мощности или по стандартизованным ставкам. Вариант «за единицу мощности» предполагает, что стоимость каждого вида мероприятий (подготовка документов, строительство объектов, осмотр электроустановок) пропорциональна заявленной мощности; вариант «по стандартизованным ставкам» — что стоимость возведения ЛЭП рассчитывается, исходя из длины линии.

В ближайшее время согласно ПП РФ от 29.10.14 № 1116 ожидается удешевление ТП для заявителей мощности до 150 кВт. С 1 октября 2015 г. в размер платы за ТП будет включаться только 50% инвестиционных расходов на строительство объектов «последней мили», а с 1 октября 2017 г. они будут окончательно перенесены в тариф на передачу. Таким образом, большинство заявителей этой категории мощности будут вносить только стандартизованную ставку за «бумажную работу» в размере порядка нескольких сотен рублей за 1 кВт. Это позволит выполнить условие снижения стоимости ТП до 25% от среднедушевого ВВП к 2018 г., поставленное Федеральным законом от 20.04.14 № 83-ФЗ.

ПП РФ от 14.02.09 № 118 ввело беспроцентную рассрочку в размере 95% платы за ТП с условием ежеквартального ее внесения на период до 3 лет с даты подписания акта об осуществлении ТП для заявителей мощности до 100 кВт (с последующим ростом предела до 150 кВт). Расходы, связанные с предоставлением рассрочки, также переходят в тариф на передачу электроэнергии. При этом заявители мощности до 670 кВт (ранее — до 750 кВА) по ПП РФ от 04.05.12 № 442 получили возможность оплачивать услугу за ТП в несколько этапов.

Прочие изменения

  1. ПП РФ от 20.02.14 № 130 ограничило срок выдачи ТУ в адрес нового собственника ранее присоединенных энергопринимающих устройств 7 днями.
  2. Инструмент перераспределения максимальной мощности в пользу иных потребителей был введен ПП РФ от 21.04.09 № 334, впоследствии он был распространен на случаи перераспределения мощности в пользу сетевой организации (ПП РФ от 28.10.13 № 967). Инструмент опосредованного ТП (через электросетевые объекты, принадлежащие клиентам электросетевых компаний) при соблюдении выданных ранее ТУ был запущен ПП РФ от 13.04.15 № 350.
  3. ПП РФ 01.03.11 № 129 включало типовые договоры об осуществлении ТП для заявителей мощности не более 670 кВт. ПП РФ от 20.02.14 № 130 были закреплены типовые формы актов о проведении ТП, разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, выполнении технических условий, об осмотре электроустановок.
  4. ПП РФ от 21.04.09 № 334 отменило требование по отправке Системному оператору заявок на ТП с мощностью не более 150 кВт и заявок, предполагающих временную схему ТП. ПП РФ от 21.03.07 № 168 установило нижний предел мощности по заявкам, ТУ на которые подлежат согласованию с Системным оператором, в 750 кВА (затем в 670 кВт), а ПП РФ от 12.08.13 № 691 повысило этот предел до 5 МВт.
  5. ПП РФ от 09.12.13 № 1131 обязало сетевые организации обеспечить возможность подачи заявок на ТП и контроля их состояния через Интернет. Отдельные компании предлагают и другие виды предоставления клиентам информации о состоянии заявок (например, ОАО «Ленэнерго» — с помощью sms).
  6. ПП РФ от 26.07.13 № 630 ввело в стандарты раскрытия информации положение о паспортах услуг, под которыми подразумеваются документы, содержащие систематизированные данные об этапах и сроках оказания услуг (в том числе от ТП).
  7. Приказом Минэнерго России от 14.10.14 № 718 приняты Методические указания по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг сетевыми организациями, в которых предусмотрен расчет SAIDI (средняя продолжительность прекращения передачи электроэнергии) и SAIFI (средняя частота прекращения передачи электроэнергии). Значения SAIDI, SAIFI и других показателей предназначены для отправки тарифным регуляторам, но не для публикации.

Перспективы развития нормативной правовой базы

Внесенные в Правила ТП коррективы отчасти носят декларативный характер — они предписывают сетевым организациям осуществить ТП заявителей в определенный срок, не углубляясь в оптимизацию процедур, которые следует выполнить собственно сетевой организации. При этом ответственность сетевиков за неисполнение обязательств вполне реальна — если директивы ФАС не исполняются, на сетевую компанию может быть возложен оборотный штраф в размере от 100 тыс. до сотен миллионов рублей.

К обязанностям сетевых организаций при проведении ТП относится взаимодействие с властями и частными лицами по вопросам подготовки градостроительной документации, оформления прав на земельный участок, получения разрешений и т.д. Число процедур при строительстве ЛЭП может достигать 21, а осуществление ТП в итоге может растянуться до трех лет, что совершенно недопустимо.

Кроме того, перенос некоторых расходов по строительству электросетевых объектов в тариф на передачу электроэнергии привел к выпадению доходов генерирующих компаний, которые также могут оказывать услуги по ТП (при присоединении напрямую к распределительным устройствам электростанций). Наконец, к настоящему времени в нормативных правовых актах сохраняются отдельные лакуны (отсутствие форм отдельных документов, расплывчатость терминов). Все эти недостатки требуют дальнейших изменений в нормативной правовой базе по вопросам ТП, некоторые из которых уже обсуждались отраслевыми специалистами и законодательными органами.

Подготовка градостроительной документации

Согласно нормам Градостроительного кодекса РФ (ст. 43, п. 1; ст. 1, п. 11), формированию земельного участка для строительства ЛЭП должны предшествовать подготовка и утверждение проектов планировки и межевания территории. Этот процесс достаточно длительный, в частности, он предполагает общественные слушания. При этом исключение границ земельных участков для ЛЭП из перечня «красных линий», для которых нужна подобная документация, не планируется.

В связи с этим было предложено следующее решение: «красные линии» земельных участков, предназначенных для расположения ЛЭП и других сетей инженерно-технического обеспечения, должны быть определены заранее в отношении мест предполагаемой застройки. При этом обязательства по разработке данной градостроительной документации следует возложить на органы местного самоуправления.

Получение прав на земельный участок

Одним из наиболее сложных вопросов для сетевых организаций является получение прав на земельные участки под воздушными или над кабельными ЛЭП. Федеральный закон от 23.06.14 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ…» предусматривает механизм передачи земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для размещения электросетей в аренду без торгов. Однако подобный механизм требует выполнения семи процедур.

Тот же закон допускает использование земель в государственной и муниципальной собственности без предоставления земельных участков и установления сервитута. Этот механизм нужен для проведения инженерных изысканий, ремонта линейных объектов, а также размещения «иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации». В связи с этим целесообразным представляется распространение данной возможности на строительство ЛЭП напряжением не выше 20 кВ при расположении внутри «красных линий».

В отношении частных земельных участков планируется ввести институт публичных сервитутов, что отражено в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ…». Данный законопроект предполагает наличие публичного сервитута для осуществления строительства, реконструкции и ремонта ЛЭП напряжением до 20 кВ включительно. Кроме того, в права сетевой организации входит рубка лесных насаждений для обеспечения безопасности функционирования ЛЭП (хотя обходы ЛЭП для наблюдения за ее состоянием в законопроекте не указаны).

Согласно законопроекту, решения об установлении публичных сервитутов будут приниматься исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления по заявлениям сетевых организаций без проведения общественных слушаний.

Наконец, данным законопроектом исключаются ЛЭП напряжением не более 20 кВ из числа объектов капитального строительства, что позволит упразднить процедуру получения разрешения на их возведение. Данное решение уже принято в ряде субъектов РФ в соответствии с полномочиями региональных органов власти. Однако эта мера ослабит контроль над соблюдением взаимного соответствия градостроительной и проектной документации, технических регламентов и строительных работ, что требует усиления контроля на местном уровне.

ТП к распределительным устройствам электростанций

С одной стороны, законодательством предусмотрена возможность подключения заявителей к распределительным устройствам электростанций. С другой стороны, с 2011 г. плата за ТП была ограничена расходами на строительство объектов «последней мили». Расходы по расширению электросетевых объектов более высокого уровня были перенесены в тариф по передаче электрической энергии, который не получают генерирующие компании. Сложившаяся ситуация приводит к дискриминации генерирующих предприятий, что влечет за собой судебные разбирательства и отказ от реализации проектов по развитию распределительных устройств электростанций.

В связи с этим был подготовлен проект изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», который возлагает на ФСТ обязанность разработать порядок ценообразования при ТП потребителей к распределительным устройствам электростанций. Данный документ был принят в первом чтении Государственной думой 28 января 2015 г.

Прочие вопросы, находящиеся в стадии обсуждения

  1. В тот же день (28 января 2015 г.) в первом чтении был принят еще один проект изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике», который предполагает введение единых ставок на ТП для всех сетевых организаций региона.
  2. Согласно дорожной карте «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» планируется ввести процедуру общественного обсуждения инвестиционных программ электросетевых организаций с учетом планов развития электроэнергетики региона и потребностей потребителей, в том числе застройщиков. Данная мера будет способствовать повышению прозрачности инвестпрограмм, а также согласованию сроков ввода энергоустановок и электросетевых объектов.
  3. В начале 2014 г. ФАС направила в Правительство РФ письма, в которых предлагала установить типовой договор энергоснабжения и типовую форму заявки на проведение ТП, а также уточнить понятие «энергопринимающее устройство».
  4. В настоящее время важной задачей является обеспечение контроля над реализацией принятых мер на региональном уровне.

Зарубежный опыт повышения доступности ТП

В данном разделе описаны только механизмы, не применяемые в России.

Радикальный подход к обеспечению доступности ТП демонстрирует Япония, где данная услуга оказывается бесплатно, а все соответствующие расходы сетевой организации переносятся в тариф на передачу электроэнергии. Однако принятие такого решения в России наталкивается на две проблемы.

Во-первых, подобный механизм может быть запущен только при введении оплаты за неиспользуемую мощность, схемы «take-or-pay» (обязательство приобретать определенный объем электроэнергии в течение периода времени) или гарантийного взноса со стороны нового потребителя (последняя модель широко применяется за рубежом). В противном случае сетевые компании столкнутся с валом завышенных заявок на ТП, составленных «про запас» — подобный процесс уже наблюдается в сфере «льготного» ТП (15 кВт за 550 руб.), хотя там он не ведет к серьезным последствиям. Заявление избыточной мощности чревато «раздуванием» дорогостоящих инвестпрограмм сетевых компаний, а значит, и ростом тарифа на передачу электроэнергии или задолженности сетевых организаций.

Во-вторых, в России уже сейчас сетевые компании находятся в противоречивом положении: с одной стороны, они обязаны перекладывать часть расходов по ТП в тариф на передачу электроэнергии, а с другой — увеличение тарифа ограничивается ФСТ РФ. Подобная ситуация также ведет к росту задолженности сетевых организаций и фактическому сокращению инвестпрограмм.

Проблему для некоторых потребителей представляет необходимость прокладки ЛЭП в удаленные территории, что оборачивается большими расходами на ТП. При этом может возникнуть «эффект безбилетника»: после возведения данной ЛЭП к ней могут подключиться новые абоненты, которые будут платить за ТП гораздо меньше, т.к. первый потребитель уже вложился в сооружение магистральной линии. Оригинально данная проблема была решена в Тринидаде и Тобаго, где стоимость первоначальной прокладки линии, оплаченной абонентом, частично компенсируется ему при подключении новых пользователей к магистральной линии.

В некоторых странах (Германия, Дания, Япония, ЮАР) отсутствуют стадии согласования проектной документации на схему внутреннего электроснабжения или осмотра энергоустановок — достаточно, чтобы все работы по внутренней схеме электроснабжения выполняла сертифицированная организация.

Полезным представляется опыт Беларуси, где предусмотрено два сценария осуществления ТП. Один вариант аналогичен российскому — выполнение всех мероприятий через «одно окно». Однако потребитель также имеет право заключить договоры на разработку проектной документации и построение внутренней схемы электроснабжения самостоятельно.

Заключение

В результате обновления нормативной правовой базы число стадий ТП для условного предприятия, рассматриваемого в рейтинге Doing Business, в Москве и Санкт-Петербурге уменьшилось до трех (это минимальное количество, отмечаемое в зарубежных странах). Минимальный срок ТП сократился до 90 дней при наименьшем значении в 18 дней (Южная Корея). Стоимость ТП стала прозрачной для потребителей, но остается еще достаточно высокой — порядка 100% среднедушевого ВВП1, что соответствует 52-му месту в рейтинге. Однако к 2018 г. ожидается ее снижение до 17% среднедушевого ВВП, или до 11-й позиции.

Таким образом, к 2018 г. будут достигнуты поставленные в дорожной карте значения по двум из трех параметров рейтинга Doing Business: пока не решена задача сокращения сроков ТП с 90 до 40 дней. Согласно дорожной карте планируется уменьшение срока ТП в среднем на 10 дней за счет ускорения процесса выделения земель под строительство электросетевых объектов. Однако даже без этого Москва, Санкт-Петербург и другие передовые регионы РФ могут занять в указанном рейтинге по ТП положение, соответствующее 10—20-му месту среди зарубежных стран.

Если раньше бремя согласований по большей части лежало на заявителе, то в настоящее время идет переход к системе «одного окна». В связи с этим сейчас наиболее важной задачей является обеспечение требований, внесенных в Правила ТП, за счет внедрения лучших практик в регионах России, а также облегчения условий деятельности сетевых организаций (особенно в вопросах градостроительного, технического регулирования и земельных отношений).

Расширение льгот по ТП является серьезной проблемой для сетевых компаний. Если в 2010 г. объем выпадающих доходов в «Холдинге МРСК» составлял 4,1 млрд руб., то в 2013 г. в «Россетях» — 14,2 млрд руб. С 2011 г. выпадающие расходы по ТП перестали компенсироваться сетевым компаниям в полной мере вопреки Правилам ТП. Под давлением одновременных требований не наращивать тариф и обеспечивать льготное ТП сетевые компании оказались вынуждены снижать расходы на модернизацию электросетевого хозяйства. По различным данным, к началу 2014 г. было покрыто лишь 50—60% выпадающих доходов сетевых компаний, за два года (2015 - 2016 гг.) некомпенсированные выпадающие доходы «Россетей» с связи со льготным ТП могут достичь 42 млрд руб.

_____________________________

1. Для 2014—2015 гг. оценки сильно зависят от курсов валют.

Александр Григорьев, руководитель департамента исследований ТЭК ИПЕМ,

Евгений Рудаков, заместитель руководителя департамента исследований ТЭК ИПЕМ,

Алексей Фаддеев, эксперт-аналитик департамента исследований ТЭК ИПЕМ

Журнал "Энергорынок", № 06 (131) июль 2015 года