Исследовательская деятельность

Межотраслевые исследования / Доклады

Модели углеродного регулирования – уроки для России

Генеральный директор ИПЕМ Юрий Саакян принял участие в Климатическом форуме городов России, который прошёл 21-22 августа 2017 года в Москве. Ниже приводится адаптированная стенограмма его выступления.

Проблема регулирования выбросов парниковых газов является актуальной для России – напомню, что Россия приняла на себя обязательства снизить данный показатель на 30% к 2030 году к уровню 1990 года. Если не стимулировать снижение выбросов на единицу ВВП, то даже при достаточно консервативном среднегодовом росте ВВП обязательства, взятые Россией, вряд ли будут выполнены.

На сегодняшний день в мировой практике существует достаточно много моделей регулирования выбросов парниковых газов. ИПЕМ на основе анализа мирового опыта отобрал четыре основные.

Первая модель – прямые платежи за выбросы парниковых газов. Первоочерёдная цель в этом случае – снижение выбросов с применением углеродного налога и торговли квотами на выбросы. Настоящая модель применяется лишь в 40 странах мира, подавляющее большинство которых является развитыми, где ярко выражена зависимость между величиной платёжной ставки и структурой энергетики. В странах с высокой долей тепловой энергетики платёжная ставка установлена на очень низком уровне (исключение составляют Великобритания и Ирландия).

Необходимо отметить, что данный механизм достаточно сложный и радикальный, так как затрагивает очень большую часть экономики, следствием чего становится то, что многие страны откладывают или отменяют введение данных методов. При этом зачастую в разных странах производятся изъятия для применения данных механизмов. В частности, не все сектора экономики могут попадать под это регулирование. Мы полагаем, что введение таких прямых платежей за выбросы для России достаточно малоэффективная мера, которая будет возможна и эффективна только при достаточно большом количестве ограничений, которые могут свести на нет весь эффект от ее ввода.

Другая модель – налогообложение моторного и энергетического топлива – несёт в себе крайне высокие социальные риски, поскольку в данном случае на потребителей полностью перекладывается стоимость социально важного товара – моторного топлива.

Третья модель – стимулирование освоения возобновляемых источников энергии (ВИЭ) – сама по себе интересна, однако в действительности имеет значение для тех стран, которые сильно зависят от импорта первичных энергоносителей, требуя вместе с этим достаточно больших затрат от потребителей. В России с её генерирующими мощностями актуальность дополнительного стимулирования возобновляемых энергетических источников весьма сомнительна в течение ближайших 5-7 лет.

Последняя модель - стимулирование повышения энергоэффективности. Касательно этой меры можно отметить, что у России имеется достаточно успешный опыт в разных отраслях. При этом остается значительный потенциал для повышения энергоэффективности. На наш взгляд, в России очень удобный момент настал именно сейчас, когда происходит переход на принцип наилучших доступных технологий (НДТ). Стоит также добавить, что эту меру можно осуществлять дифференцированно по отраслям экономики.

В каждой стране реальная модель регулирования выбросов парниковых газов - это совокупность различных методов. Эффективность и целесообразность применения тех или иных мер – это вопрос, который каждая страна должна решать сама, исходя из экономических, технологических и иных условий. Для России на сегодняшний день наиболее приоритетная модель - стимулирование повышения энергоэффективности ввиду наличия успешного отечественного опыта в данной сфере и высокого потенциала дальнейшего роста.

Также по теме: