Исследовательская деятельность

Межотраслевые исследования / Работы

Экономические и экологические проблемы развития российских угольных терминалов

1 октября, 2018

Публикация настоящего доклада призвана способствовать выработке взвешенного подхода к проблемам перевалки угля в портах, учитывающего как необходимость минимизации негативного воздействия на окружающую среду, так и решение задач по дальнейшему наращиванию российского угольного экспорта.

Аналитический доклад «Экономические и экологические проблемы развития российских угольных терминалов» (pdf)

Презентация доклада (pdf)

Актуальность исследования

За последнее десятилетие добыча угля в стране увеличилась на 31 % (с 314 до 410 млн т), причём «локомотивом» этот роста были экспортные поставки, объём которых вырос на 89 %, а доля экспорта в структуре отгрузки превысила 50 % . Доля России на мировом рынке угля выросла с 6 % в 2000 г. до 14 % в 2017 г. Более того, складываются условия для дальнейшего роста экспорта угля, что было отмечено, в частности, Президентом РФ во время заседания Комиссии по вопросам стратегии развития ТЭК и экологической безопасности .

Большая часть отгрузки угля на экспорт (71 % в 2017 г. ) осуществляется через морские портовые терминалы, которые являются ключевым звеном в схеме поставок. Рост потребности в услугах стивидорных компаний покрывался как за счёт строительства новых специализированных терминалов, так и за счёт загрузки старых мощностей, в том числе в универсальных терминалах.

Однако увеличение перевалки угля привело к сопутствующему росту нагрузки на окружающую среду в окрестностях портовых терминалов. Данная проблема получила особое внимание на самом высоком уровне (например, она была озвучена Президентом РФ на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России ), и её решение требует модернизации подходов к перевалке угля.

В то же время регулярно озвучиваются радикальные позиции, предполагающие фактический запрет перевалку угля в российских портах и ведущие к массовому закрытию угольных терминалов. Подобные предложения, на наш взгляд, совершенно не учитывают как мировую практику перевалки угля в портах на основе наилучших доступных технологий, так и те негативные социально-экономические последствия как для отдельных регионов России, так и всей страны в целом, которые станут результатом такой необдуманной политики.

Цель исследования

Проведение комплексного анализа социально-экономических последствий закрытия портовых терминалов, осуществляющих перевалку угля в России, а также мероприятий, позволяющих снизить их негативное воздействие на окружающую среду.

Содержание доклада

В первой части (раздел 1) приведена оценка потенциального ущерба от ограничения перевалки угля на социально-экономические показатели. При этом рассматривалось пять различных сценариев регуляторной политики по данному вопросу от полного отсутствия ограничений до полного запрета перевалки угля в портах. В данном разделе представлены расчёты эффектов на состояние угледобывающей отрасли России и её позицию на мировом рынке, на доходы федерального и региональных бюджетов, а также на динамику занятости населения. Особое внимание было уделено оценке эффектов для наиболее уязвимых регионов страны, экономика которых зависит от угледобычи или портовой деятельности.

В данном разделе расчёты проводились на основании статистических данных Росстата, Федеральной налоговой службы России, Министерства энергетики России, ФГБУ «ЦДУ ТЭК», Правительства России, Международного энергетического агентства, корпоративной отчётности и других источников.

(увеличить)

(увеличить)

Вторая часть доклада (разделы 2, 3) посвящена анализу возможностей по снижению негативного влияния угольных терминалов на окружающую среду. В этой части рассмотрены основные виды негативного влияния перевалки угля на состояние окружающей среды и способы его минимизации. Основное внимание было уделено технологиям, ограничивающим выбросы угольной пыли. В частности, была проведена оценка их стоимости с использованием российских и зарубежных данных.

Рекомендации ИПЕМ по результатам исследования

Модернизация требований к перевалке и хранению угля в российских портах, является, безусловно, оправданным и назревшим решением. При этом мы отмечаем, что реализация радикальных сценариев в сфере перевалке и хранению угля в российских портах, как например предложение сделать весь процесс перевалки и хранения закрытым, а в случае невозможности этого – прекращение работы терминалов, осуществляющих перевалку угля, несёт в себе значительные риски для экономики России, бюджетной сферы, занятости и социальной стабильности, а также риски крупных техногенных катастроф. Принятие любых регуляторных мер в отношении сферы перевалки и хранения угля в российских портах должно иметь соответствующее экономическое обоснование, учитывающие основные риски и последствия их реализации. Поспешная же реализация таких необдуманных мер может привести к непоправимым последствиям: мировые рынки угля крайне чувствительны к стабильности обеспечения поставок. Один раз потеряв завоёванные на нем позиции, вернуть их будет весьма затруднительно, если вообще возможно.

Модернизация требований к перевалке и хранению угля в российских портах должна опираться на передовой международный опыт, в т.ч. в части решений, базирующихся на принципах наилучших доступных технологий (НДТ). Реализация принципов НДТ в отношении перевалки в портах позволит не только обеспечить выполнение необходимых экологических требований, но и позволит сделать их выполнение экономически и технически реализуемым.

Публикация доклада

28 сентября 2018 года основные выводы доклада были представлены Исследование в рамках круглого стола «Экономические и экологические проблемы развития российских угольных терминалов». В обсуждении результатов исследования приняли участие представители Минэнерго России, Государственной Думы РФ, Росморречфлота, ООО «Управляющая портовая компания», ФГУП «НИИ «Центр экологической промышленной политики» и других организаций. Также основные выводы доклада были опубликованы в газете «Коммерсант».

Круглый стол «Экономические и экологические проблемы развития российских угольных терминалов», Аналитический центр при Правительстве РФ, 28 сентября, 2018

Директор департамента угольной и торфяной промышленности Минэнерго России Сергей Мочальников в ходе круглого стола согласился с выводами исследования: «Экспорт невозможен без транспорта и перевалки. Сегодня многие порты работают с превышением своих нормативных возможностей, в этих условиях нужно делать упор на специализированные угольные терминалы».

Отчет о результатах обсуждения и полный текст аналитического доклада ИПЕМ будут направлены в Правительство РФ.

 

Подписывайтесь и следите за новостями и публикациями ИПЕМ на официальных страницах в Яндекс.Дзен и Facebook!

 

Также по теме: