Исследовательская деятельность

Межотраслевые исследования / Работы

Система управления стратегическими программами в промышленности и энергетике

Целью НИР являлось создание системы управления стратегическими программами в промышленности и энергетике, которая позволит синхронизировать их выполнение на макроэкономическом, отраслевом и региональном уровнях и выявлять риски их невыполнения.

Основным результатом работы стало создание информационно-аналитической базы данных, которая позволяет выявлять несогласованность отраслевых стратегий:
 

• между собой;
• с макроэкономическими стратегиями (проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г. (далее – КДР); Основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в 2009-2011 годах);
• со стратегиями инфраструктурных отраслей (энергетика, транспорт),
• с региональными стратегиями (стратегии развития 66 регионов, крупные инвестпроекты – по индикатору совокупных инвестиций свыше 5 млрд руб.),
• со стратегиями бизнес-структур.

Информационно аналитическая база данных включает в себя:

• отчетные данные за 2002 – 2007 гг.;
 
• данные из стратегий (отраслевых, макроэкономических, региональных, стратегий/инвестпрограмм бизнеса);
 
• экспертные оценки;
 
• расчетные показатели – индикаторы межотраслевой согласованности и верификации прогнозов.

 

 
Информационно-аналитическая база данных состоит из 4 модулей:

 
МАКРОЭКОНОМИЧЕКСИЙ МОДУЛЬ
 

Включает в себя макроэкономические показатели и служит для:

• выявления несогласованности при принятии «внешних» макроэкономических условий для прогнозирования в рамках стратегии (ВВП, тарифы на продукцию ЕМ, курс доллара и т.д.):
 
• моделирования структуры промышленного производства по совокупности прогнозов отраслевых стратегий и сравнению с целевой структурой промышленного производства по КДР.

 
ОТРАСЛЕВОЙ МОДУЛЬ

 
Отраслевой модуль системы является центральным для оценки несогласованности по результатам. Включает разделы по следующим отраслям:
 
• транспортное машиностроение;
 
• авиастроение;
 
• судостроение;
 
• химическая промышленность;
 
• металлургия;
 
• электронная промышленность;
 
• лесопромышленный комплекс;
 
• автомобилестроение;
 
• энергетическое машиностроение.
 
В данных отраслях утверждены или разрабатываются отраслевые стратегии, концепции, планы развития, а также федеральные целевые программы, реализация которых находится в компетенции Министерства промышленности и торговли РФ
 
Для каждого раздела (отрасли) приведены унифицированные категории. Индикаторы 1-го уровня, которые служат для выявления и анализа фактической несогласованности стратегий различного уровня:
 
• производство продукции отрасли по видам;
 
• потребление продукции отрасли по видам.
 
Индикаторы 2-го уровня, которые служат для выявления и анализа несогласованности по потребности в ресурсах и инфраструктурной обеспеченности:
 
• потребность отрасли в кадрах;
 
• потребность отрасли в инвестициях;
 
• потребность отрасли в транспортной инфраструктуре;
 
• потребность отрасли в энергоресурсах;
 
• потребность отрасли в первичных нетопливных ресурсах.
 
 

 
РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

 
Региональный модуль является вспомогательным. Все региональные данные, необходимые для согласования агрегированы в разделах отраслевого модуля. Данные модуля нужны в случае необходимости более подробного анализа развития отраслей по отдельным регионам.
 

 
ОТРАСЛЕВОЙ МОДУЛЬ

 
Ресурсный модуль является центральным для анализа второго типа несогласованности стратегий — несогласованности по ресурсам. В качестве факторов риска реализации стратегий в части дефицита ресурсов мы выделили обеспеченность:
 
• энергоресурсами
 
• транспортной инфраструктурой
 
• кадрами
 
• финансовыми ресурсами
• первичными нетопливными ресурсами (черный металл)

Структура информационно-аналитической базы данных

 

Главным итогом данной работы стали предложения по доработке и согласованию:
 
• КДР – в части доработки и совершенствования отраслевого блока (разработана принципиальная методология согласования для различных отраслевых блоков);
 
• отраслевых стратегий – в части общей унификации документов, унификации и четкой иерархии принятия решений при утверждении внешних (макроэкономических) условий для прогнозирования в рамках стратегии, а также в части разработки и совершенствования регионального модуля и учета планов бизнес-сообщества;
• региональных стратегий – в части более подробной проработки отраслевых блоков, прежде всего профилирующих для региона отраслей;
• стратегий инфраструктурных отраслей – в части точности и принципов прогнозирования.
 

Также мы полагаем, что следующим логическим этапом развития системы, должна стать разработка методики прогнозирования и согласования стратегий различного уровня на основе межотраслевого моделирования и создания внятной иерархии принятия решений.