Исследовательская деятельность

Межотраслевые исследования / Работы

Оценка эффективности антикризисных мер в России

Исследование является продолжением работы по оценке эффективности государственной промышленной политики России, которую Институт проблем естественных монополий начал в 2009 г. по заказу Минпромторга России.

Описание модели

Для оценки эффективности промышленной политики была проведена инвентаризация всех антикризисных мер, принятых Правительством РФ в 2008 – 2010 гг. Меры были классифицированы по:
 – объекту (общесистемные, отраслевые);
 – целевому эффекту (краткосрочному — поддержка финансового состояния, поддержка спроса; долгосрочному — направленные на модернизацию промышленности);
 – наличию косвенных и негативных эффектов.
На основе методов межотраслевого баланса была создана модель расчета вклада различных мер государственной поддержки в производственные и финансовые показатели отраслей промышленности. Сравнительная эффективность мер рассчитана на основе сопоставления «затраты-результат» и сравнении с международным опытом.

Полученные результаты

Антикризисная поддержка промышленности в России включала в себя широкий набор инструментов: от стимулирования спроса на отечественную продукцию до прямой финансовой поддержки предприятий. В сравнении с другими странами Правительство РФ применило наиболее разнообразный набор инструментов и охватило самый широкий круг отраслей. Это стало возможно благодаря сделанным в докризисные годы финансовым накоплениям и тому, что наша страна не является членом ВТО и не ограничена в субсидировании и преференциях отечественным производителям. Это позволило поддержать самые пострадавшие в кризис отрасли — авто-, авиа-, судостроение и другие отрасли машиностроения. Однако желаемый результат не всегда был достигнут. Причина не только в неэффективной или несвоевременной реализации, а часто — в неконкурентоспособности целевой отрасли как таковой. Закономерный итог – низкая эффективность мер по стимулированию спроса, т.к. производимая продукция оказывалась не востребована потребителями. В большинстве случаев выделяемые напрямую финансовые средства тратились на покрытие операционных расходов, а не на инвестиции и модернизацию производства. В таких случаях ситуация не улучшалась – она, благодаря вливанию государственных средств, лишь консервировалась.

Снижение налога на прибыль в России (с 24% до 20%) стало одной из самых неэффективных мер в кризис. Эффект от снижения налога напрямую зависел от финансового результата отрасли и был тем выше, чем прибыльней была отрасль. В результате при потерях бюджета от снижения налога в 2009 г. для промышленности на 115 млрд руб. практически весь эффект от меры пришелся на добывающие отрасли и обрабатывающие отрасли первого передела – т.е. практически не помог отраслям, находящимся в наиболее тяжелом положении. Важно отметить, что и до кризиса уровень налоговой нагрузки в России был среди крупнейших экономик мира одним из самых низких. При этом практически все страны в кризис наоборот налоги повышали для компенсации сокращения доходов государственного бюджета.

Рекомендации

Необходим переход от антикризисной промышленной политики, основанной на наборе компенсационных мер, к долгосрочной — с программой стимулирующих мер, направленных на модернизацию. Сегодня государство в рамках модернизационной политики делает акцент на свое прямое участие. Но и до кризиса Россия занимала первое место в мире по доле государства в финансировании НИОКР (более 60%), причем не из-за абсолютных объемов господдержки, а за счет минимального участия бизнеса. Для того чтобы развивались инновационные отрасли нужно, чтобы в этом был заинтересован сам бизнес. Заинтересовать бизнес можно только потенциальной прибыльностью, сопоставимой с деятельностью по извлечению природной ренты. Необходимо не только усиливать налоговое стимулирование инноваций, но и увеличивать налогообложение нетехнологичных отраслей с целью снижения их рентабельности и стимулирования перетекания капитала в новые промышленные сектора.

 

 


Презентация