Исследовательская деятельность

Машиностроение / Доклады

Грузовое вагоностроение. Состояние и перспективы

Юрий Саакян, генеральный директор Института проблем естественных монополий
Международная научно-техническая конференция «Подвижной состав XXI века: инновации в грузовом вагоностроении»
Санкт-Петербург, 25 июня 2014 года

Презентация к докладу (pdf)

Одной из основных проблем отечественного машиностроения является избыток производственных мощностей вагоностроителей. По оценкам ИПЕМ, общие производственные мощности российских предприятий на конец 2013-го года составляли 92 тысячи вагонов в год (вместе со странами СНГ – 152 тыс. вагонов в год), в то время как фактический объем производства в 2013 году составил только 60,5 тыс. вагонов (со странами СНГ – 87 тыс. вагонов). Таким образом, в 2013 году вагоностроители работали более чем на треть ниже своего потенциала: в России недозагрузка составила 34% от производственной мощности. В связи со снижением спроса на грузовые вагоны на период 2015-2016 гг. существует вероятность сокращения поставок на рынок (т.е. без учета поставок дочерним компаниям) до уровня 30-35 тыс. вагонов в год.

Вторая важная проблема грузового вагоностроения - отсутствие долгосрочного спроса на грузовые вагоны. На сегодняшний день в условиях профицита парка на сети ОАО «РЖД» число вагонов с истекшим сроком службы составляет 291,5 тыс. вагонов. При существующих мощностях даже в случае реализации программы полного обновления парка производители смогут полностью обновить парк вагонов с учетом текущего выбытия менее чем за 5-6 лет. Далее их мощности снова окажутся невостребованными.

Также стоит упомянуть о вопросе продления сроков службы грузовых вагонов. Так, ИПЕМ оценил эффекты, возникающие в результате принятия и непринятия такого решения:

Оценивая текущую ситуацию на рынке железнодорожных перевозок, можно отметить следующие особенности:

Отдельно остановимся на теме государственной поддержки вагоностроения. Сегодня в сфере грузового вагоностроения действует только одна мера поддержки – субсидии на приобретение инновационных вагонов. При этом в настоящее время идет согласование Стратегии развития транспортного машиностроения на период до 2030 года, в рамках которой предусмотрен расширенный комплекс мер поддержки, который включает субсидирование затрат на НИОКР, стимулирование приобретения вагонов габарита Тпр, реализацию программы развития тяжеловесного движения.