Исследовательская деятельность

Машиностроение / Доклады

Лизинг на железнодорожном транспорте: проблемы и перспективы

Александр Поликарпов, заместитель руководителя департамента исследований железнодорожного транспорта ИПЕМ
XII международная конференция «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство»
Москва, 24 октября 2014 года

Презентация «Лизинг на железнодорожном транспорте: проблемы и перспективы» (pdf)

В последние годы происходит рост инвестиций в подвижной состав. Так, за последние 6 лет было вложено почти 1,2 трлн рублей, но большая часть пришлась на грузовые вагоны – 749,7 млрд рублей (62,5%). При этом спрос на подвижной состав продолжает оставаться на высоком уровне. Так, по прогнозам ИПЕМ, потребность в инвестициях в подвижной состав на железнодорожном транспорте до 2020 года составляет более 1,3 трлн руб., однако доля спроса на грузовые вагоны снижается (45,8% от объема потребностей в инвестициях) и растет спрос на локомотивы и МВПС в связи с изношенностью указанного подвижного состава.

Сегодня ключевой проблемой развития отечественного транспортного машиностроения является отсутствие в России долгосрочного оплаченного спроса. При этом, возможное сокращение инвестиционных программ ОАО «РЖД» и других субъектов перевозок может привести к негативным последствиям не только для отрасли транспортного машиностроения, но и для экономики в целом. Так, для отрасли железнодорожного транспорт из-за недофинансирования обновления подвижного состава высок риск возникновения дефицита перевозочных мощностей, что приведет к сокращению объема перевозок, доходной базы и, как результат, снова к недостатку инвестиций. Среди же ключевых ожидаемых рисков для экономики – снижение технологической устойчивости деятельности железнодорожного транспорта, сокращение объема производства на заводах, снижение объема налоговых поступлений и рост уровня безработицы.

В условиях ограниченности инвестиционных ресурсов целесообразно применение инструмента лизинга для удовлетворения потребностей железнодорожного транспорта в подвижном составе. В качестве примера можно привести применение лизинговых схем в сфере авиаперевозок, которые помогли авиаперевозчикам в короткие сроки обновить флот и обеспечить конкурентоспособное качество услуг. Важно отметить, что в 2014-2016 годах в бюджет РФ на поддержку лизинговых схем авиакомпаний заложено более 8 млрд рублей. Аналогичные меры на железнодорожном транспорте позволили бы приобрести порядка 240 новых плацкартных вагонов и 1250 вагонов МВПС. При этом мы говорим сейчас про подвижной состав исключительно российского производства, так как, в отличие от авиастроения, железнодорожное машиностроение в России является конкурентоспособным и способным удовлетворить потребности железнодорожной отрасли.

ИПЕМ провел оценку эффектов для участников рынка при применении механизмов лизинга в различных отраслях транспортного машиностроения. Так, при 3-х годовой программе субсидирования лизинговой ставки на продукцию локомотивостроения будут получены, в частности, следующие эффекты:

  • Дополнительный доход государства (налоги) – 38,17 млрд рублей; 
  • Дополнительный выпуск локомотивов – 1600 единиц; 
  • Дополнительная занятость – 7,5-8 тыс. рабочих; 
  • Снижение износа эксплуатируемого парка локомотивов на 22%.

Существенные эффекты возможны и при реализации такого механизма в пассажирском вагоностроении: дополнительный доход государства составит 5,71 млрд рублей, будет создано 4-4,5 тыс. новых рабочих мест, износ парка снизится на 8%.

Существует ряд рисков применения лизинговых схемам: невключение затрат компаний на уплату лизинговых платежей в расходную базу в условиях регулируемых тарифов, рост финансовой нагрузки на потребителей услуг транспорта и невостребованность подвижного состава в условиях изменения экономической конъюнктуры.

Однако, несмотря на риски, механизм лизинга позволит оперативно решить проблемы транспортного машиностроения в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов. По нашим расчетам, бюджетная эффективность применения лизинга с компенсацией процентных ставок по платежам составит 250-400% от вложенных государством средств. Это значит, что в государственный бюджет за каждый вложенный рубль вернется 2,5-4 рубля.